Эметолог: компетенция, что лечит, методы исследования
Гематолог – кто это, чем занимается и когда нужен доктор?
Сравнительно редкой специализацией в медицине считается гематология, поэтому многие люди не осведомлены, гематолог – кто это, лечением каких болезней он занимается и в каких случаях необходима консультация этого врача. Обо всем этом поговорим далее.
Гематолог – кто это и что лечит?
Гематология – раздел медицины, название которого имеет древнегреческие корни и буквально переводится как «учение и крови». Основной задачей этой науки является изучение строения и функционирования системы крови. Под системой крови понимается совокупность органов кроветворения (костный мозг, лимфоузлы, тимус), органов кроверазрушения (селезенка, кровеносные сосуды) и самой крови (ее компонентов). Исходя из этого, врач-гематолог занимается выявлением и лечением патологий системы крови.
Поскольку кровь омывает все органы и ткани организма, имея с ними неразрывную связь, гематологи обязаны владеть всесторонними знаниями медицинской науки. Квалификацию специалиста данной отрасли получают врачи-терапевты после прохождения двухлетнего курса по гематологии. В дальнейшем сфера деятельности гематолога может быть связана с одним из двух направлений:
- Научно-исследовательская деятельность – работа в лабораториях, где проводятся разнообразные анализы проб крови, костного мозга и интерпретируются их результаты, проводятся эксперименты, разрабатываются новые методы диагностики и лечения.
- Лечебно-профилактическая деятельность – практическая работа непосредственно с пациентами, предусматривающая прием больных, назначение диагностических мероприятий, подбор схемы лечения и так далее.
Врач-гематолог – кто это?
Как уже отмечалось, специализация практикующего гематолога сосредотачивается на диагностике патологий системы крови и их лечении. Кроме того, эти врачи занимаются изучением причин появления заболеваний, владеют методиками профилактики их развития. Они тесно сотрудничают с докторами других специальностей: хирургами, онкологами, гинекологами, генетиками и так далее. Выделяют также такие направленности, как детский гематолог (занимается болезнями крови у детей), гематолог-онколог (занимается распознаванием и лечением злокачественных заболеваний системы крови).
Что лечит врач-гематолог?
Рассматривая, гематолог – кто это, стоит отметить, что к сфере деятельности данного специалиста относятся патологии, которые могут приводить к нарушению выработки и утилизации компонентов крови. При этом не входят в его компетенцию поражения органов кроветворения или кроверазрушения, не вызывающие сбой синтеза и утилизации компонентов крови (к примеру, травма селезенки, воспаление лимфоузлов и другие).
Чтобы лучше понять, чем занимается гематолог, перечислим перечень основных патологий, которые он лечит:
Когда надо обращаться к гематологу?
Выделяют определенные проявления, на которые следует обращать внимание, так как они могут являться симптомами гематологических проблем. Выделим эти признаки, указывающие, когда обращаться к гематологу:
- повышение температуры тела, отмечаемое время от времени без видимых причин;
- постоянная слабость, утомляемость;
- сильная потливость;
- устойчивое покраснение кожи лица;
- цианоз кожи, не связанный с болезнями внутренних органов;
- увеличение лимфатических узлов;
- частые боли в голове неясного происхождения;
- потеря веса без объективных причин;
- образование синяков при незначительных ударах;
- длительные кровотечения после несущественных порезов;
- регулярное ощущение покалывания в кончиках пальцев;
- длительное нарушение менструального цикла.
Помимо того, консультация гематолога требуется в таких случаях:
- наступление беременности;
- планирование зачатия ребенка;
- повышенный радиоактивный фон на территории проживания.
Как проходит прием у гематолога?
Зачастую прием гематолога происходит по направлению участкового терапевта или другого лечащего врача. Эти специалисты принимают пациентов в крупных медицинских центрах, онкологических поликлиниках, частных клиниках, а в обыкновенных районных поликлиниках гематологов не встретишь. Собираясь на прием врача-гематолога, следует быть готовым к тому, что уже в тот же день могут быть назначены некоторые диагностические мероприятия. С учетом этого, рекомендуется соблюсти следующие правила:
- Не кушать в течение 12 часов перед посещением гематолога.
- Не курить и не употреблять алкоголь.
- Исключить прием медикаментов.
- Ограничить употребление жидкости за сутки до консультации.
Что и как проверяет гематолог?
Многих пациентов, которым предстоит посетить данного специалиста, волнует, что проверяет гематолог, как будет проводиться прием. В большинстве случаев прием начинается с того, что врач выслушивает жалобы, проводит опрос больного, изучает историю болезни. После этого проводится физикальный осмотр, включающий следующее:
- пальпация лимфоузлов;
- осмотр миндалин;
- пальпация селезенки;
- осмотр кожных покровов, слизистых оболочек.
Какие анализы может назначить гематолог?
Данные, полученные после сбора анамнеза и физикального обследования, редко позволяют точно выявить отклонение от нормы, не дают полную картину патологии. Ввиду этого требуется проведение специфических лабораторных и инструментальных исследований. Важно знать, какие анализы назначает гематолог, и провести все необходимые исследования. Обязательно вначале назначается общий и биохимический анализ крови. Тем, кто это уже сделал, гематолог может порекомендовать еще такие процедуры:
- анализ крови на сифилис (реакция Вассермана);
- анализ крови на ВИЧ;
- анализ крови на гепатит;
- коагулограмма;
- общий анализ мочи;
- исследование кала на скрытую кровь.
Помимо того, может потребоваться проведение пункции костного мозга с последующим лабораторным исследованием пунктата (миелограмма) и такие инструментальные методы исследования:
- УЗИ органов брюшной полости и лимфоузлов;
- компьютерная томография;
- магнитно-резонансная томография;
- рентгенография плоских костей;
- сцинтиграфия.
Советы гематолога
Гематологические нарушения – одни из самых опасных, и предупредить их очень сложно. Чтобы вовремя распознать развитие болезни, следует при наличии настораживающих симптомов быстрее обращаться к врачу. Кроме того, желательно выполнять такие рекомендации гематолога:
- Регулярно проводить анализ крови для контроля уровня лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина;
- Отказаться от вредных привычек;
- Больше времени проводить на свежем воздухе;
- Заниматься спортом.
Методы исследования
Систематическое изучение и оценка деятельности и личностных свойств специалистов является одной из основных задач управления персоналом. Постановка и решения таких задач обусловлены передвижением кадров, их аттестацией, повышением уровня образования и квалификации, выдвижением на вышестоящую должность, определением меры материального и морального стимулирования труда [101].
Психолого-социалогическое исследование деятельности и личностных свойств ППС, проводимое в данной работе можно отнести к группе психолого-педагогических исследований, так как в обоих случаях объектом исследования является учебный процесс.
На сегодняшний день психолого-педагогические исследования реализовываются с помощью разнообразных методов психолого-педагогической диагностики, таких как педагогическое наблюдение и самонаблюдение, опрос (интервью), исследовательская беседа, изучение документации и продуктов деятельности обучаемых, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (тестирование, анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок, личностные опросники), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей. Данные методы направлены на диагностику достижений учащихся, в то время как проблема изучения и оценки деятельности и свойств личности специалиста, в данном случае преподавателя, не имеет конкретных методов диагностики. Такой пробел в области социально-психологических знаний связан с тем, что на протяжении многих лет требования к ППС ограничивались квалификационными формальностями.
По признаку логической строгости психолого-педагогические теории относят к недедуктивным, следовательно, результаты научного исследования можно получить либо с помощью проблематичной индукции либо по аналогии [46]. Учитывая, что по связи с экспериментом психолого-педагогические теории относят к содержательным (эмпирическим, описательным), а не к логико-математическим (математизированным), при психолого-педагогическом исследовании исследователи собирают эмпирические данные и на основании этих данных формулируют основные положения, которые являются обобщением этих данных и результатами их интерпретации [46]. Исходя из особенности психолого-педагогического исследования, предлагаемая в данной работе гипотеза о том, что для достижения сформированности базовых составляющих компетентности ППС необходимо разработать модель компетентного преподавателя основывается на собственном преподавательском опыте и опыте работы с ППС ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз».
Для оценки уровня развитости акмеологической компетентности Бородулина и соавторы применили квалиметрический метод, в основе которого количественная оценка качества объектов [13]. Акмеологическая модель аттестации педагогических кадров ориентирована на «образ результата» [2,13]. Эталоном становится акмеограмма как описание акмеологических инвариант в субъектных характеристиках и качествах, в значительной степени обеспечивающих профессионализм личности педагога и профессионализм его деятельности. Аттестация кадров, с точки зрения акмеологического подхода, представляет собой восхождение по ступеням профессионализма, обеспечивающееся системой факторов и условий, формирующее на каждом этапе равнодействующую показателей разного порядка (метод анализа иерархий).
Основой для оценки и самооценки преподавателя, его работы, статуса, места в коллективе служит совокупность следующих профессионально значимых качеств или компонентов: ответственность, как интегративный показатель мастерства преподавателя вуза, определяется свойствами и качеством личности; профессионализм – базовая качественная характеристика преподавателя вуза, реализующая все его качества как человека, мастера своего дела, ученого, новатора; потребность в профессиональном самосовершенствовании; готовность к взаимодействию и потребность в нем; готовность и потребность в сотрудничестве. Таким образом, формирование модели преподавателя возможно с учетом следующих приоритетных направлений:
- – развитие,
- – результативность,
- – мотивация,
- – позитивность,
- – оптимизация [49].
Изучение и оценка деятельности и свойств личности специалиста преследует множество задач [101], из которых применительно к оценке сформированности компетентности ППС наиболее значимыми будем считать:
- – выявление степени соответствия его личных качеств, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям, предъявляемым должностными инструкциями, квалификационной характеристикой;
- – обеспечение обратной связи – работник должен знать, как оцениваются результаты его деятельности руководством;
- – определение направления дальнейшего повышения квалификации и должностного передвижения работника;
- – возможность определить склонность работника к определённому виду деятельности и оценка его способности занимать определённую должность.
Деловая оценка специалистов должна проводиться с соблюдением ряда требований, основными их которых являются: объективность, оперативность, гласность, демократизм, единство требований оценки для всех лиц однородной должности, простота, четкость, доступность процедуры оценки, результативность [101].
Диагностика любой компетенции включает:
- – сбор данных,
- – обработку результатов,
- – статистическую оценку показателей.
Сбор данных может осуществляться в ходе: самооценки, структурированного интервью, независимого тестирования, аттестации [30].
Методика оценки уровня развития ролевых компетенций персонала, разработанная М.М. Заикой для высшей школы, базируется на процессном подходе, предполагает расчет приращения компетенций ПСС вуза на принципах бенчмаркинга и включает в себя сравнение текущего профиля компетенций ППС с результатами предшествующего периода и расчет скорости изменений [31].
Процедура проведения оценки содержит несколько этапов:
- – самооценка в виде письменного отчета или интервью
- – оценка коллег, заведующего кафедрой
- – аттестация на основе анализа с точки зрения роста
- – заключение.
Оценка уровня развития компетентности производится на основе:
- – сравнения с нормативным профилем
- – сравнения с предыдущей оценкой
- – расчет приращения компетентности
В результате диагностики компетентности возможно:
- – построение (корректировка) индивидуальной карты развития,
- – создание (дополнение) электронное портфолио,
- – происходит повышение эффективности профессиональной деятельности.
В данном исследовании у модели преподавателя сформированы все описанные в главе 1 данной работы компетентности, а именно, научно-предметная, психолого-педагогическая, социально-организационная, креативная, информационная.
Далее в исследовании решалась задача оценки сформированности компетентностей ППС. Если научно-предметную и социально-организационная (управленческую) компетентности можно оценить по конкретным критериям, которые может выполнять или не выполнять преподаватель (эти критерии имеют однозначное трактование и документальное подтверждение выполнения), то количественная оценка психолого-педагогической, коммуникативной и креативной компетенций требует разработки методики, адаптированной к тому вузу, компетенции ППС которого будут оцениваться.
Количественная оценка сформированности научно-предметной, социально-организационной и рейтингуемых частей креативной и информационной компетенций у контрольной группы ППС проводилась анализом продуктов деятельности каждого преподавателя, так называемым, контент-анализом.
Контент-анализ (буквально означает анализ содержания) представляет собой способ получения информации в социально-психологических исследованиях. Это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучить продукты человеческой деятельности. Контент-анализ позволяет при изучении документов преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и точно её зафиксировать. На основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления [101].
Для оценки психолого-педагогической, креативной и коммуникативной компетентностей ППС, мы предлагаем следующую методику, которая предполагает реализацию следующих этапов:
- 1. Самодиагностика, которую проводит преподаватель самостоятельно, и которая включает в себя создание собственной прогностической модели компетенции, а именно:
- – формируется совокупность личных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для творческой реализации педагогического процесса, т.е. формируются представления педагога о собственной компетентности;
- – анализируются и определяются его реальные качества;
- – проводится сравнение имеющегося уровня сформированности компетенций с требованиями прогностической модели компетентности.
- 2. Диагностика значимых личностных характеристик преподавателя, которые можно определить с помощью разработанных и апробированных в мировой практике тестов и опросников [85].
Личностные опросники предназначены для исследования индивидуально-психологических особенностей человека при личном ответе на вопросы. Они содержат несколько шкал, каждая из которых измеряет степень выраженности того или иного свойства у данного человека [101].
В работе с контрольной группой преподавателей использовали следующие инструменты оценки личностных характеристик:
- – типологический опросник Майерс-Бриггс, который выявляет модели индивидуального поведения в профессиональной среде, основанные на психологических типах, т.е. позволяет определить респонденту свой индивидуальный тип личности;
- – тест Дж. Холланда, который определяет тип личности респондента и подходящей для него тип профессии. Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают 6 психологических типов людей, каждый из которых характеризуется определёнными способностями темперамента, характера и т.д., на основании чего определённому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек сможет достичь наибольших успехов;
- – «Якоря карьеры» Э. Шейн – это методика определения карьерных и ценностных ориентаций респондента. «Якоря карьеры» – это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п., социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство;
- – тест “Креативность” (Автор Вишнякова Н.) позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я-реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволит определить респонденту собственный креативный резерв и творческий потенциал личности..
- 3. Оценка сформированности психолого-педагогической, коммуникативной и креативной компетенций студентами (как потребителями продуктов сферы образования) профессиональных качеств преподавателей с помощью анкетирования.
Анкетирование – разновидность письменного опроса , в данном исследовании использовались анкеты-шкалы, содержащие вопросы при ответе на которые испытуемый должен оценить в баллах правильность предложенных утверждений. На основе опыта ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз» и других вузов в оценке компетенций ППС были разработаны анкеты «Управление качеством образования» для количественной оценки студентами сформированности психолого-педагогической, коммуникативной и креативной компетенций преподавателя, которая представляет собой перечень психолого-педагогических, креативных и коммуникативных свойств преподавателя или утверждений о его деятельности и их бальную оценку (прил.1) и анкета «Использование ИКТ в повседневной практике преподавателя», количественно оценивающая сформированность информационной компетентности.
Диагностика любой компетенции включает следующие этапы [76]:
- – сбор данных,
- – обработку результатов,
- – статистическую оценку показателей.
Методика оценки уровня развития ролевых компетенций персонала, разработанная М.М. Заикой для высшей школы, базируется на процессном подходе, предполагает расчет приращения компетенций ПСС вуза и включает в себя сравнение текущего профиля компетенций ППС с результатами предшествующего периода и расчет скорости изменений [31]. При этом оценка уровня развития компетентности производится на основе:
- – сравнения с нормативным профилем;
- – сравнения с предыдущей оценкой;
- – расчет приращения компетентности.
В результате данной диагностики мы получаем следующие практические результаты:
- – построение (корректировка) индивидуальной карты развития,
- – создание (дополнение) электронного портфолио,
- – повышение эффективности профессиональной деятельности.
Методы исследования
Систематическое изучение и оценка деятельности и личностных свойств специалистов является одной из основных задач управления персоналом. Постановка и решения таких задач обусловлены передвижением кадров, их аттестацией, повышением уровня образования и квалификации, выдвижением на вышестоящую должность, определением меры материального и морального стимулирования труда [101].
Психолого-социалогическое исследование деятельности и личностных свойств ППС, проводимое в данной работе можно отнести к группе психолого-педагогических исследований, так как в обоих случаях объектом исследования является учебный процесс.
На сегодняшний день психолого-педагогические исследования реализовываются с помощью разнообразных методов психолого-педагогической диагностики, таких как педагогическое наблюдение и самонаблюдение, опрос (интервью), исследовательская беседа, изучение документации и продуктов деятельности обучаемых, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (тестирование, анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок, личностные опросники), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей. Данные методы направлены на диагностику достижений учащихся, в то время как проблема изучения и оценки деятельности и свойств личности специалиста, в данном случае преподавателя, не имеет конкретных методов диагностики. Такой пробел в области социально-психологических знаний связан с тем, что на протяжении многих лет требования к ППС ограничивались квалификационными формальностями.
По признаку логической строгости психолого-педагогические теории относят к недедуктивным, следовательно, результаты научного исследования можно получить либо с помощью проблематичной индукции либо по аналогии [46]. Учитывая, что по связи с экспериментом психолого-педагогические теории относят к содержательным (эмпирическим, описательным), а не к логико-математическим (математизированным), при психолого-педагогическом исследовании исследователи собирают эмпирические данные и на основании этих данных формулируют основные положения, которые являются обобщением этих данных и результатами их интерпретации [46]. Исходя из особенности психолого-педагогического исследования, предлагаемая в данной работе гипотеза о том, что для достижения сформированности базовых составляющих компетентности ППС необходимо разработать модель компетентного преподавателя основывается на собственном преподавательском опыте и опыте работы с ППС ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз».
Для оценки уровня развитости акмеологической компетентности Бородулина и соавторы применили квалиметрический метод, в основе которого количественная оценка качества объектов [13]. Акмеологическая модель аттестации педагогических кадров ориентирована на «образ результата» [2,13]. Эталоном становится акмеограмма как описание акмеологических инвариант в субъектных характеристиках и качествах, в значительной степени обеспечивающих профессионализм личности педагога и профессионализм его деятельности. Аттестация кадров, с точки зрения акмеологического подхода, представляет собой восхождение по ступеням профессионализма, обеспечивающееся системой факторов и условий, формирующее на каждом этапе равнодействующую показателей разного порядка (метод анализа иерархий).
Основой для оценки и самооценки преподавателя, его работы, статуса, места в коллективе служит совокупность следующих профессионально значимых качеств или компонентов: ответственность, как интегративный показатель мастерства преподавателя вуза, определяется свойствами и качеством личности; профессионализм – базовая качественная характеристика преподавателя вуза, реализующая все его качества как человека, мастера своего дела, ученого, новатора; потребность в профессиональном самосовершенствовании; готовность к взаимодействию и потребность в нем; готовность и потребность в сотрудничестве. Таким образом, формирование модели преподавателя возможно с учетом следующих приоритетных направлений:
- – развитие,
- – результативность,
- – мотивация,
- – позитивность,
- – оптимизация [49].
Изучение и оценка деятельности и свойств личности специалиста преследует множество задач [101], из которых применительно к оценке сформированности компетентности ППС наиболее значимыми будем считать:
- – выявление степени соответствия его личных качеств, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям, предъявляемым должностными инструкциями, квалификационной характеристикой;
- – обеспечение обратной связи – работник должен знать, как оцениваются результаты его деятельности руководством;
- – определение направления дальнейшего повышения квалификации и должностного передвижения работника;
- – возможность определить склонность работника к определённому виду деятельности и оценка его способности занимать определённую должность.
Деловая оценка специалистов должна проводиться с соблюдением ряда требований, основными их которых являются: объективность, оперативность, гласность, демократизм, единство требований оценки для всех лиц однородной должности, простота, четкость, доступность процедуры оценки, результативность [101].
Диагностика любой компетенции включает:
- – сбор данных,
- – обработку результатов,
- – статистическую оценку показателей.
Сбор данных может осуществляться в ходе: самооценки, структурированного интервью, независимого тестирования, аттестации [30].
Методика оценки уровня развития ролевых компетенций персонала, разработанная М.М. Заикой для высшей школы, базируется на процессном подходе, предполагает расчет приращения компетенций ПСС вуза на принципах бенчмаркинга и включает в себя сравнение текущего профиля компетенций ППС с результатами предшествующего периода и расчет скорости изменений [31].
Процедура проведения оценки содержит несколько этапов:
- – самооценка в виде письменного отчета или интервью
- – оценка коллег, заведующего кафедрой
- – аттестация на основе анализа с точки зрения роста
- – заключение.
Оценка уровня развития компетентности производится на основе:
- – сравнения с нормативным профилем
- – сравнения с предыдущей оценкой
- – расчет приращения компетентности
В результате диагностики компетентности возможно:
- – построение (корректировка) индивидуальной карты развития,
- – создание (дополнение) электронное портфолио,
- – происходит повышение эффективности профессиональной деятельности.
В данном исследовании у модели преподавателя сформированы все описанные в главе 1 данной работы компетентности, а именно, научно-предметная, психолого-педагогическая, социально-организационная, креативная, информационная.
Далее в исследовании решалась задача оценки сформированности компетентностей ППС. Если научно-предметную и социально-организационная (управленческую) компетентности можно оценить по конкретным критериям, которые может выполнять или не выполнять преподаватель (эти критерии имеют однозначное трактование и документальное подтверждение выполнения), то количественная оценка психолого-педагогической, коммуникативной и креативной компетенций требует разработки методики, адаптированной к тому вузу, компетенции ППС которого будут оцениваться.
Количественная оценка сформированности научно-предметной, социально-организационной и рейтингуемых частей креативной и информационной компетенций у контрольной группы ППС проводилась анализом продуктов деятельности каждого преподавателя, так называемым, контент-анализом.
Контент-анализ (буквально означает анализ содержания) представляет собой способ получения информации в социально-психологических исследованиях. Это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучить продукты человеческой деятельности. Контент-анализ позволяет при изучении документов преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и точно её зафиксировать. На основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления [101].
Для оценки психолого-педагогической, креативной и коммуникативной компетентностей ППС, мы предлагаем следующую методику, которая предполагает реализацию следующих этапов:
- 1. Самодиагностика, которую проводит преподаватель самостоятельно, и которая включает в себя создание собственной прогностической модели компетенции, а именно:
- – формируется совокупность личных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для творческой реализации педагогического процесса, т.е. формируются представления педагога о собственной компетентности;
- – анализируются и определяются его реальные качества;
- – проводится сравнение имеющегося уровня сформированности компетенций с требованиями прогностической модели компетентности.
- 2. Диагностика значимых личностных характеристик преподавателя, которые можно определить с помощью разработанных и апробированных в мировой практике тестов и опросников [85].
Личностные опросники предназначены для исследования индивидуально-психологических особенностей человека при личном ответе на вопросы. Они содержат несколько шкал, каждая из которых измеряет степень выраженности того или иного свойства у данного человека [101].
В работе с контрольной группой преподавателей использовали следующие инструменты оценки личностных характеристик:
- – типологический опросник Майерс-Бриггс, который выявляет модели индивидуального поведения в профессиональной среде, основанные на психологических типах, т.е. позволяет определить респонденту свой индивидуальный тип личности;
- – тест Дж. Холланда, который определяет тип личности респондента и подходящей для него тип профессии. Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают 6 психологических типов людей, каждый из которых характеризуется определёнными способностями темперамента, характера и т.д., на основании чего определённому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек сможет достичь наибольших успехов;
- – «Якоря карьеры» Э. Шейн – это методика определения карьерных и ценностных ориентаций респондента. «Якоря карьеры» – это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п., социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство;
- – тест “Креативность” (Автор Вишнякова Н.) позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я-реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволит определить респонденту собственный креативный резерв и творческий потенциал личности..
- 3. Оценка сформированности психолого-педагогической, коммуникативной и креативной компетенций студентами (как потребителями продуктов сферы образования) профессиональных качеств преподавателей с помощью анкетирования.
Анкетирование – разновидность письменного опроса , в данном исследовании использовались анкеты-шкалы, содержащие вопросы при ответе на которые испытуемый должен оценить в баллах правильность предложенных утверждений. На основе опыта ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз» и других вузов в оценке компетенций ППС были разработаны анкеты «Управление качеством образования» для количественной оценки студентами сформированности психолого-педагогической, коммуникативной и креативной компетенций преподавателя, которая представляет собой перечень психолого-педагогических, креативных и коммуникативных свойств преподавателя или утверждений о его деятельности и их бальную оценку (прил.1) и анкета «Использование ИКТ в повседневной практике преподавателя», количественно оценивающая сформированность информационной компетентности.
Диагностика любой компетенции включает следующие этапы [76]:
- – сбор данных,
- – обработку результатов,
- – статистическую оценку показателей.
Методика оценки уровня развития ролевых компетенций персонала, разработанная М.М. Заикой для высшей школы, базируется на процессном подходе, предполагает расчет приращения компетенций ПСС вуза и включает в себя сравнение текущего профиля компетенций ППС с результатами предшествующего периода и расчет скорости изменений [31]. При этом оценка уровня развития компетентности производится на основе:
- – сравнения с нормативным профилем;
- – сравнения с предыдущей оценкой;
- – расчет приращения компетентности.
В результате данной диагностики мы получаем следующие практические результаты:
- – построение (корректировка) индивидуальной карты развития,
- – создание (дополнение) электронного портфолио,
- – повышение эффективности профессиональной деятельности.
Гематолог
Гематолог – узконаправленный специалист, занимающийся изучением процессов кроветворения, диагностикой состояния органов кровеносной системы, их заболеваний и патологий, исследующий состав крови и определяющий причины отхождения от нормы.
К гематологу обращаются в случае, когда не представляется возможным выявить этиологию того или иного заболевания, а также патологического процесса.
Что приводит к болезням?
Основными факторами, способствующими развитию болезней кровообращения, являются:
- болезни, затрагивающие костный мозг;
- травматические повреждения;
- нарушения кишечной деятельности;
- наследственность;
- гестационнный и лактационный периоды;
- кровотечения;
- оперативные вмешательства;
- недостаток железа и витаминов в организме и др.
Главные направления деятельности
Гематолог имеет три направления:
- общее, занимающееся болезнями крови, связанными с изменениями концентрации кровяных телец – анемия, лейкопения;
- онкогематолог – врач, занимающийся диагностированием, терапией и профилактикой онкозаболеваний крови – лейкоз, миелома, лимфолейкоз;
- теоретический гематолог – занимается изучением генетических патологий кровеносной системы, процессами, оказывающими влияние на состав и структуру крови на молекулярном уровне.
Какими патологиями занимается специалист?
Врач-гематолог проводит диагностическое обследование и лечение болезней, вызванных изменениями в составе и структуре крови. Гематология подразделяется на разделы, обусловленные характером патологического нарушения: общая и онкометатология.
Общий раздел гематологии
- анемия – понижение в кровяном русле количества гемоглобина – вещества, отвечающего в первую очередь за транспортировку по организму кислорода и питательных веществ, необходимых для нормального функционирования всех внутренних органов и систем жизнеобеспечения;
- гемофилия – генетическое заболевание, характеризующееся медленной свертываемостью крови. Данная патология представляет опасность для жизни человека, так как небольшой порез либо получение синяка от удара с дальнейшим развитием подкожной гематомы может обернуться обильным внешним или внутренним кровотечением, которое крайне тяжело купировать;
- заболевание Вергольфа – патология крови, в которой значительно снижается количество тромбоцитов. Проявляется в виде повышенного кровотечения.
Онкогематологическое подразделение
- миелома множественного характера – онкология кровеносной системы;
- миелолейкоз – генетическая патология крови, имеющая злокачественный характер;
- лимфолейкоз – злокачественная онкология крови;
- лимфома – патологическое состояние лимфатических тканей.
Занимается специалист консультацией пациентов с сопутствующими заболеваниями, которые протекают в хронической стадии и негативно влияют на состояние кровеносной системы, провоцируя изменения концентрации кровеносных телец.
Когда необходимо обращаться к специалисту?
В большинстве случаев на осмотр к гематологу пациента направляют другие врачи, не сумевшие определить точные причины ухудшения состояния пациента по своему профилю. Прийти на консультацию к данному специалисту рекомендуется при обнаружении у себя таких клинических признаков:
- внезапные беспричинные приступы сильной усталости;
- постоянно повышенные температурные значения тела;
- чрезмерная бледность и синюшность кожных покровов;
- частые приступы боли в брюшной полости, причины которой не удалось выяснить после диагностики у других специалистов;
- увеличение в объеме лимфоузлов;
- долгое время не останавливающаяся кровь при травматических повреждениях кожи;
- чрезмерно обильные месячные при нерегулярном цикле;
- внезапно возникающее кровотечение из носовых пазух.
Пациент будет направлен на осмотр гематологом, если при сдаче анализов для диагностики других нарушений, в крови были обнаружены патологические изменения и отклонения от нормальных показателей.
Как проходит осмотр у специалиста?
Гематолог проводит внешний осмотр пациента, пальпаторно исследует состояние лимфатических узлов для определения их диаметра и наличия болевого синдрома у пациента при надавливании на них. Проводится тщательный сбор анамнеза.
Пациенту необходимо дать ответы на ряд вопросов врача – были ли случаи заболевания крови в семье, присутствуют ли хронические заболевания. Необходимо подробно рассказать врачу, как давно появились тревожные симптомы, есть ли связь между ухудшением состояния и наличием таких факторов, как смена трудовой деятельности, изменение рациона питания, появление вредных привычек и контакта с вредными веществами.
Приходя на консультацию к гематологу, необходимо сдать развернутый анализ крови и предоставить врачу результаты лабораторного исследования.
Какие анализы нужно сдавать?
Для получения полноценной картины состояния пациента назначается ряд лабораторных анализов и инструментальных методик диагностики:
- ультразвуковое исследование внутренних органов, локализованных в брюшном пространстве;
- анализ крови на определение количества кровяных телец;
- сдача коагулограммы – анализа, показывающего степень сворачиваемости крови;
- пункция костного мозга – миелограмма;
- сканирование костной ткани организма – сцинтиграфия;
- КТ;
- биопсия лимфоузла.
Перед сдачей лабораторных анализов, подразумевающих изучение состава и состояния крови, нельзя утром кушать и пить, за 2 дня необходимо отменить прием любых лекарственных препаратов. Пред забором биологического материала пациент должен быть спокоен физически и эмоционально.
Назначить правильное, эффективное лечение можно только при получении точных и информативных результатов анализа. При необходимости пациент будет направлен на консультации к другим специалистам.
Гестация и гематолог
В период беременности у большинства женщин диагностируют анемию (пониженный гемоглобин), способствующую развитию у плода гипоксии (кислородного голодания). Соответственно, развитие малыша может нарушиться. При выявлении анемии беременной назначаются препараты, нормализующие количество гемоглобина в крови.
Весь гестационный период сопровождается различными изменениями в организме, в том числе колеблются показатели форменных элементов крови и не всегда в лучшую сторону. Гематолог помогает контролировать данный процесс и удерживать показатели в норме.
Родоразрешение завершается обильной кровопотерей, поэтому важно определить степень свертываемости крови у беременной. Для этого гематолог назначает соответствующее исследование крови (коагулограмму).
Детская гематология
Болезни кровеносной системы проявляются не только у взрослых, но и маленьких детей. На их возникновение оказывает влияние наследственный фактор, неправильное внутриутробное развитие, различные инфекции, нарушение правил искусственного кормления.
Детей лечит детский гематолог, используя те же методы, что и у взрослых, но преимущество отдается более щадящим способам.
Методы лечения
Терапия при обнаружении патологий кровеносной системы подбирается индивидуально, в зависимости от диагноза пациента. В большинстве случаев проводится симптоматическое лечение медикаментозными препаратами.
Заболевания крови, даже при начальной, легкой стадии их течения, требуют немедленного лечения, так как могут привести к ряду тяжелых осложнений и стать причиной развития серьезных патологий внутренних органов.
2.1.2. Методы лабораторной и инструментальной диагностики
Методы исследования в медицине. Чувствительность и специфичность метода. Что такое скрининг-тест? Степень риска диагностической манипуляции. Обзор современных методов исследования и их диагностическая ценность. Диагностика по методу Фолля. Квантовая и биорезонансная диагностика.
Современная медицина располагает большими возможностями для детального изучения строения и функционирования органов и систем, быстрой и точной диагностики каких-либо отклонений от нормы или заболеваний. Методы лабораторной диагностики в большей степени отражают проблемы на клеточном и субклеточном уровне (глава 1.4), но в то же время позволяют судить о “поломках” в конкретном органе. Чтобы увидеть, что происходит в данном органе, используют, в частности, инструментальные методы диагностики.
Некоторые исследования применяют только для выявления тех или иных специфических заболеваний. Однако многие диагностические процедуры универсальны и используются врачами разных специальностей (глава 2.1). Для выявления заболеваний, симптомы которых еще не проявились или проявились слабо, проводят скрининг-тесты. Примером скрининг-теста является флюорография, позволяющая обнаружить болезни легких на ранних стадиях. Скрининг-тест должен быть точен, относительно недорог, а его проведение не должно вредить здоровью и сопровождаться сильными неприятными ощущениями для обследуемого. К скрининг-тестам можно отнести некоторые лабораторные методы диагностики – анализы крови и мочи. Самое распространенное исследование – клинический анализ крови, который является основным методом оценки форменных элементов крови. Кровь для исследования обычно получают из капилляров пальца. Кроме числа эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, определяют процентное содержание каждого вида лейкоцитов, содержание гемоглобина, размер и форму эритроцитов, число ретикулоцитов (незрелых эритроцитов, еще имеющих ядро). Клинический анализ крови (таблица 2.1.1) позволяет диагностировать большинство заболеваний крови (анемии, лейкозы и другие), а также оценить динамику воспалительного процесса, эффективность проводимого лечения, вовремя обнаружить развивающийся побочный эффект препарата.
Таблица 2.1.1. Клинический анализ крови
Показатель | Что показывает | Норма |
---|---|---|
Гемоглобин | Количество этого несущего кислород белка в эритроцитах | Мужчины: 140-160 г/л Женщины: 120-140 г/л |
Число эритроцитов | Число эритроцитов в указанном объеме крови | Мужчины: 4-5·10 12 /л Женщины: 3,9-4,7·10 12 /л |
Гематокритное число | Объемное соотношение плазмы крови и ее форменных элементов | Мужчины: 42-50% Женщины: 38-47% |
Средний объем эритроцита | Общий объем эритроцитов, деленный на их общую численность | 86-98 мкм 3 |
Число лейкоцитов | Число лейкоцитов в указанном объеме крови | 4-9·10 9 /л |
Лейкоцитарная формула | Процентное соотношение лейкоцитов | Сегментоядерные нейтрофилы: 47-72% Палочкоядерные нейтрофилы: 1-6% Лимфоциты: 19-37% Моноциты: 3-11% Эозинофилы: 0,5-5% Базофилы: 0-1% |
Число тромбоцитов | Число тромбоцитов в указанном объеме крови | 180-320·10 9 /л |
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) | Скорость, с которой эритроциты оседают на дно пробирки | Мужчины: 2-10 мм/ч Женщины: 2-15 мм/ч |
Биохимический анализ крови (таблица 2.1.2) позволяет оценить содержание в ней электролитов (ионов натрия, калия, хлоридов, бикарбонат-ионов и других), ферментов, характеризующих состояние того или иного органа (щелочная фосфатаза, аланинаминотрансфераза и другие). Во время исследования определяют количество белка, глюкозы и токсических продуктов обмена, которые в норме выводятся почками (креатинин, мочевина). Кровь для биохимического анализа получают из вены. Существует еще множество анализов крови, позволяющих контролировать состояние различных органов и систем, а также косвенно оценивать состояние организма в целом.
Таблица 2.1.2. Биохимический анализ крови *
Данные приведены из книги “Современная медицинская энциклопедия” под редакцией Р. Беркоу, 2001 г.
Определяемый компонент | Нормальные значения в рекомендуемых единицах |
Адреналин | 1,91-2,46 нмоль/л |
Аммиак | 17,85-35,7 ммоль/л (кровь) 11,0-32,0 мкмоль/л (сыворотка) |
Остаточный азот | 7,14 –21,42 мкмоль/л (плазма) 14,3-28,6 ммоль/л (кровь) |
Альбумины: солевое фракционирование электрофорез |
32-45 г/л 0,49-0,86 ммоль/л 32-56 г/л |
цАМФ | 7,6-30,4 нмоль/л |
Ацетон | 0-516,5 мкмоль/л |
Белок общий
относительное содержание: detector Для любых предложений по сайту: [email protected] |