Транспортировка пострадавших на лямках: виды, правила

Транспортировка пострадавших

При серьезных травмах, а также при подозрении на них, особое внимание уделяется транспортировке пострадавших, поскольку неправильное перемещение может усугубить травму, став дополнительным повреждающим фактором. Рекомендация врачей такова: транспортировать серьезно пострадавшего человека должны специалисты, поэтому лучше всего не делать этого самостоятельно, а вызвать скорую помощь. К сожалению, не всегда это представляется возможным.

Транспортировать пострадавшего своими силами приходится в следующих ситуациях:

  • Непосредственная опасность для жизни там, где произошла травма. Например, если пострадавший находится на железнодорожном полотне, в горящем здании, задымленном помещении, здании, которое может в любой момент обрушиться и т.п.
  • Нет возможности приехать скорой помощи.

Всего выделяют три вида транспортировки:

  1. Экстренная. Проводится при наличии непосредственной угрозы жизни, максимально быстро, используется любой подходящий способ удаления человека из опасной зоны в ближайшее безопасное место. Такая транспортировка может быть весьма травматичной для пострадавшего, но целью является спасение жизни человека, поэтому правилами перемещения пострадавших в данном случае пренебрегают;
  2. Краткосрочная. Осуществляется своими силами людей, находящихся рядом с пострадавшим. В данном случае есть необходимость выбирать оптимальный метод перемещения пострадавшего с тем, чтобы по возможности не причинить ему дискомфорта, не усилить болезненные ощущения, не нанести вторичную травму. Как правило, в данном случае транспортировка осуществляется не слишком далеко, а до ближайшего места, где человеку могут оказать профессиональную помощь или где он может ее дождаться в безопасной обстановке;
  3. Длительная. Транспортировка силами и средствами специалистов, максимально удобная и безопасная для пострадавшего. Обычно проводится после оказания первой медицинской помощи на месте и обезболивания.

В том случае, когда нет возможности приехать скорой помощи, длительную транспортировку приходится осуществлять силами окружающих.

Рекомендации, о которых пойдет речь дальше, предназначаются для краткосрочной транспортировки, так как в условиях современной жизни, как правило, от неспециалистов требуется именно она.

Подготовка к транспортировке пострадавших

Готовясь транспортировать человека, нуждающегося в помощи, следует иметь в виду:

  • Пострадавшего необходимо внимательно осмотреть, чтобы составить представление о характере травм. Следует оценить состояние позвоночника, головы, шеи, грудной клетки, живота, тазовой области и конечностей. Убедитесь в том, что человек находится в сознании, если он без сознания, нужно проверить пульс и дыхание;
  • Если есть подозрение на тяжелый характер травм, множественные сочетанные травмы, пострадавшего нужно транспортировать лишь в крайнем случае, если нет надежды на приезд скорой помощи. При таких травмах перемещать пострадавшего следует по возможности в той позе, в которой он находится.

Общие правила перемещения пострадавших

Правила и способы перемещения пострадавших могут различаться в зависимости от характера травм (кровопотеря, переломы и т.д.), однако есть несколько общих принципов:

  1. При транспортировке человека с травмой шейного отдела позвоночника его голову и шею иммобилизуют, т.е. фиксируют, чтобы препятствовать движению. Во всех остальных случаях пострадавшего транспортируют с головой, повернутой набок. Это необходимо, чтобы избежать попадания рвотных масс в дыхательные пути, а также асфиксии вследствие западения языка;
  2. Человека с большой кровопотерей перемещают таким образом, чтобы его ноги находились выше головы. Такое положение обеспечивает приток крови к головному мозгу;
  3. При подъеме по лестнице, а также при помещении в транспортное средство пострадавшего несут вперед головой, при спуске и выносе из транспорта – вперед ногами;
  4. Тот, кто несет пострадавшего впереди, назначается главным, его задача – внимательно следить за дорогой, замечать препятствия и руководить перемещением, координируя действия остальных спасателей (пример команды: «на счет три поднимаем носилки – раз, два, три!»). При этом спасателям категорически запрещается двигаться «в ногу»;
  5. Тот, кто несет пострадавшего сзади, следит за его состоянием, и в случае ухудшения предупреждает остальных о необходимости остановки.

Виды транспортировки пострадавших в зависимости от травмы и состояния

Выше указывалось, что при серьезных сочетанных травмах пострадавшего следует перемещать без изменения его положения. Теперь рассмотрим, в каких положениях следует транспортировать пострадавших в других, менее тяжелых ситуациях.

  • Устойчивое положение на боку. В такой позе должны перемещаться пострадавшие в случае:
    а) приступов рвоты;
    б) нахождения в бессознательном состоянии;
    в) при ожогах или иных непроникающих травмах задней стороны тела (спина, ягодицы, задняя часть бедер);
  • Сидячее или полусидячее положение применяется в таких ситуациях:
    а) травмы шеи;
    б) травмы грудной клетки;
    в) переломы ключицы, рук;
  • Положение лежа на спине с приподнятыми ногами:
    а) травмы брюшной полости;
    б) подозрение на внутреннее кровотечение;
    в) наличие большой кровопотери;
  • Положение лежа на спине со слегка раздвинутыми ногами и подложенным под колени валиком («поза лягушки»):
    а) при травмах позвоночника, повреждении спинного мозга или подозрении на подобную травму;
    б) при переломе костей таза или подозрении на него.

При транспортировке необходимо постоянно следить за состоянием пострадавшего, помня о том, что оно в любой момент может ухудшиться. В случае если это произойдет, необходимо остановиться и начать проводить реанимационные мероприятия (дыхание «рот в рот», «рот в нос», непрямой массаж сердца). Реанимацию проводят до появления врача или до восстановления дыхания и пульса.

Транспортировка пострадавших на лямках

При любых травмах или ранениях транспортировка пострадавшего представляет собой задачу первостепенной важности. В то же время перемещение пострадавшего в том случае, если выполнять его без соблюдения правил, может стать дополнительным повреждающим фактором, который лишь усугубит состояние больного.

Именно поэтому медики убеждены, что наиболее эффективной и безопасной перевозка пострадавшего является в том случае, если ею займутся специалисты. Однако бывают ситуации, когда вызвать «скорую помощь» нет возможности. Кроме того, в некоторых случаях пострадавшего необходимо как можно скорее вывезти из того места, где им была получена травма, — например, если он находится под развалинами, в зоне пожара или задымления и т. д. Разумеется, дожидаться приезда медиков в такой ситуации пострадавшему стоит в ближайшем безопасном месте, куда его следует доставить как можно скорее. В этом случае, при экстренной транспортировке, допускается умышленное игнорирование общих правил транспортировки и комфорта больного, потому что малейшее промедление может стоить ему жизни.

Более щадящей является краткосрочная транспортировка, когда человека перемещают на небольшое расстояние, но при этом фактор времени не является критическим. В таком случае рекомендуется выбрать оптимальный метод переноски, чтобы не причинить дополнительной боли пострадавшему и не усугубить его состояние.

Общие правила транспортировки

Непосредственно перед тем, как перемещать пострадавшего, следует провести его тщательный осмотр, чтобы определиться с методом его переноски. Необходимо выяснить, есть ли у человека травма позвоночника, в каком состоянии его голова, шея, живот, грудная клетка, кости таза и конечности. Кроме того, следует удостовериться, что человек находится в сознании. В противном случае следует проверить, есть ли пульс на сонной артерии и дышит ли пострадавший.

В том случае, если травмы, которые получил пострадавший, являются серьезными, транспортировку рекомендуется проводить исключительно при условии, что на прибытие медиков рассчитывать не приходится. Перемещают таких пациентов только в той позе, в которой они находились изначально. Во всех остальных случаях способ транспортировки выбирается в зависимости от общего состояния пострадавшего, количества готовых принять участие в его перемещении людей и подручных средств, которые есть в наличии.

В частности, переноску пострадавших на руках можно организовать силами одного или двух спасателей. Применение при этом носилочной лямки дает возможность значительно облегчить нагрузку на кисти их рук.

Что такое носилочная лямка

Носилочная лямка — это ремень из брезента шириной в 6,5 сантиметров, длина которого достигает 3,6 метра. Один конец ремня заканчивается металлической пряжкой, в метре от которой на ремне предусмотрен клапан, — специальная накладка из брезентовой ткани. Продевание сквозь этот клапан свободного конца ремня, приводит к образованию петель, регулировать длину которых можно при помощи металлической пряжки.

Непосредственно на месте, в зависимости от характера предстоящей транспортировки, брезентовый ремень предстоит преобразовать в лямку, сложенную восьмеркой, кольцом или петлей в том случае, если при перемещении пострадавшего за лямку необходимо будет тянуть. Переноска на подобных подручных средствах зарекомендовала себя в качестве одного из эффективных способов транспортировки пострадавших.

Подготовка к транспортировке

Для того, чтобы брезентовая лямка не оказалась препятствием, лишь затрудняющим транспортировку пострадавшего, ее необходимо правильно сложить. Следует помнить, что в случае если перекрест ремней окажется слишком высоко, подручное средство будет сдавливать шею, в то время как низкое ее расположение приведет к соскальзыванию лямки с плеч. Перекрест правильно подогнанной лямки приходится на уровень нижних углов лопаток, а ее петли висят вдоль туловища.

Для того, чтобы обеспечить максимально удобное положение пострадавшего с учетом полученных им травм при переноске, лямки складывают «восьмеркой», петлей или кольцом, в соответствие со следующими рекомендациями:

  1. Для преобразования лямки в «восьмерку» ее необходимо развернуть и, пропустив свободный конец под брезентовую накладку, соединить оба конца лямки металлической пряжкой так, чтобы получилась фигура в виде двух соединенных между собой колец (цифры 8).
  2. Сложенная «восьмеркой» лямка должна без провисания надеваться на большие пальцы вытянутых рук, а ее перекрест приходится на спину носильщика на уровне нижних углов лопаток. Для этого ее необходимо правильно подогнать под рост и телосложение носильщика. Размер петель правильно подогнанной лямки должен соответствовать размаху вытянутых на уровне плеч рук. В зависимости от времени года длину сложенной лямки необходимо несколько увеличивать или уменьшать с учетом одежды на носильщике.
  3. Перед использованием лямки, сложенной кольцом, ее следует подогнать по росту носильщика. Длина кольца правильно сложенной лямки должна равнялась размаху одной вытянутой руки и другой, согнутой в локте под прямым углом.
  4. Для складывания лямки петлей, ее конец пропускают через пряжку, чтобы получить петлю, соразмерную росту носильщика (петля должна одеваться ему через плечо).
  5. В случае транспортировки пострадавшего на носилках лямку складывают восьмеркой и надевают так, чтобы петли ее располагались по бокам носильщиков, а перекрещивание лямки на спине приходилось на уровень лопаток.
  6. В случае отсутствия лямки ее можно изготовить самостоятельно из ремней. Для получения лямки-кольца необходимо использовать два поясных ремня, а «восьмерку» можно собрать из трех ремней. Для этого с помощью двух пряжек соединяют между собой три ремня, а оставшуюся пряжку используют для фиксации свободного конца пояса. Полученную таким образом импровизированную лямку складывают «восьмеркой».
Читать еще:  Кт забрюшинного пространства: подготовка и проведение

Транспортировка на лямках одним носильщиком

Транспортировка пострадавших на руках, спине или плече широко используется при переносе травмированных на небольшие расстояния. Значительно облегчить труд носильщиков поможет использование носилочной лямки, сложенной кольцом или восьмеркой.

Еще в ряде случаев лямку складывают петлей, которую надевает на себя спасатель, а ее свободный конец крепится к средству передвижения пострадавшего. Такой способ транспортировки особо актуален для пострадавших вдали от цивилизации, например, в горах, на воде или лыжных трассах, когда их перетягивают с места получения травм до ближайших пунктов оказания медицинской помощи на имеющихся в наличие подручных средствах.

Рассмотрим методы транспортировки пострадавшего одним носильщиком с помощью лямки, сложенной тремя перечисленными выше способами.

Транспортировка на лямке в виде кольца

Такой способ транспортировки применяется для перенесения потерпевших в бессознательном состоянии, которые не имеют переломов костей, на значительные расстояния, в том числе и по ступенькам или в горах. Лямку складывают кольцом, которое надевается на потерпевшего так, что нижняя его часть находится под его ягодицами, а верхняя располагалась на спине, выше подмышечных впадин. Затем спасатель присаживается рядом с потерпевшим на корточки и, просунув свои руки в петли лямки, как бы надевая на себя рюкзак, медленно поднимается.

При таком способе перенесения пострадавший как бы сидит на лямке, которая прижимает его к носильщику, удерживая достаточно надежно. Поэтому он может не держаться за своего спасителя. В свою очередь, у носильщика остаются свободными руки, что является особо важным во время передвижения, к примеру, в горах.

Основным недостатком подобного способа транспортировки является давление, оказываемое ремнем на спину травмированного. Из-за этого такая переноска противопоказана для пострадавших, имеющих повреждения грудной клетки.

Для их переноски на лямках рекомендуется применять описанный ниже способ передвижения.

Транспортировка на лямке в виде «восьмерки»

Способ транспортировки, когда спасатель использует лямку, сложенную «восьмеркой», используется для эвакуации находящихся в сознании пострадавших с травмами средней тяжести из труднодоступных мест. Этим способом предусматривается продевание лямки на ноги потерпевшему, который находится в сидячем положении. Затем носильщик прижимается к пострадавшему спиной и набрасывает ремень на свое плечо так, чтобы его перекрест приходился под ягодицами пострадавшего, и медленно поднимается.

При этом способе транспортировки лямка не сжимает грудь пострадавшего, однако ему необходимо придерживаться за плечи или ремень своего спасителя. Носильщик, в свою очередь, также должен поддерживать пострадавшего за руки. Также этот способ противопоказан при транспортировке пострадавших, у которых повреждены верхние конечности.

Оба описанных выше способа перемещения противопоказаны пострадавшим с переломами бедра, таза или позвоночника.

Транспортировка волоком на лямке в виде петли

В некоторых случаях транспортировать пострадавшего приходится волоком на имеющихся в наличие подручных средствах. В частности, если пострадавшего или заболевшего человека предстоит эвакуировать с места получения травмы до ближайшего медицинского учреждения на плащ-палатке, лодке, лыжах или других подручных средствах, спасателю предстоит тянуть его на большие расстояния.

В подобных случаях отличным помощником для носильщика может стать сложенная в виде петли лямка. Набросив сооруженную из ремня небольшую петлю себе через плечо, носильщик привязывает оставшийся длинный конец корабельным узлом к подручному средству, на котором и предстоит транспортировать пострадавшего.

Перенос на лямках двумя носильщиками

Ниже приводятся два способы транспортировки пострадавших на лямках силами двух носильщиков и показания к их применению.

При первом способе носильщики несут пострадавшего, передвигаясь «друг за другом». Сложенную «восьмеркой» лямку надевают таким образом, чтобы ее перекрестная часть находится между ногами пострадавшего, а ее свободные петли на разноименных плечах спасателей. Став у изголовья пострадавшего лицом друг к другу носильщики, опускаются на одно колено, и, приподняв пострадавшего, усаживают его на перекрест ремня, после чего поднимаются и начинают двигаться. Пострадавшего переносят в полусидячем положении, при этом его может поддерживать спасатель, идущий позади.

Подобный способ ручной транспортировки не используется для эвакуации пострадавших с травмами таза и переломами костей.

Во втором случае пострадавший на ремне находится между двумя идущими рядом носильщиками. Носилочную лямку складывают «восьмеркой» и носильщики продевают ее свободные петли один — через правое, а другой — через левое плечо. Опустившиеся сзади пострадавшего лицом друг к другу один на правое, а другой на левое колено носильщики приподнимают пострадавшего, усаживают его на свои сомкнутые колени и, подведя лямку под его ягодицы, поднимаются на ноги и начинают движение. Потерпевший располагается на перекрестной части ремня и его могут поддерживать оба спасателя.

Этим способом пострадавших можно переносить на относительно значительные расстояния, однако он не подходит для больных с переломами длинных трубчатых костей

Транспортировка на носилках с помощью лямок

Особые преимущества имеет использование носилок для переноски пострадавших. При этом способе транспортировки пострадавшие находятся в относительном покое и могут принимать и надолго сохранять наиболее удобное положение в зависимости от полученных травм. Подобный способ транспортировки относится к самым легким. Его можно использовать для переноса пострадавшего на значительные расстояния в том случае, если облегчить нагрузку на кисти рук спасателей использованием носилочных лямок.

Из двух ремней складывают «восьмерки» и подгоняют их под рост носильщиков (длина петли должна соответствовать размаху вытянутых в стороны рук). Затем верхние петли надевают на плечи спасателей так, чтобы перекрест оказался на их спинах. Нижние, свисающие по бокам петли находятся на уровне кистей опущенных рук, и в них вставляются ручки носилок.

Все способы транспортировки пострадавших

Травмирования, сопровождающиеся переломами костной ткани и ушибами внутренних органов, требуют грамотной и щадящей транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение. Любое неосторожное или неправильное движение способно причинить серьезный вред больному, сведя к минимуму все усилия неотложной помощи.

Из нашей статьи вы узнаете, какие существуют способы транспортировки пострадавших в зависимости от травмирования, а также как их правильно осуществить.

Виды и способы транспортировки

Транспортировка пострадавших предусматривает работу специально подготовленного медицинского персонала. Однако в экстренных ситуациях, когда подъезд машины скорой помощи к месту происшествия невозможен, спасатели должны самостоятельно доставить больного в больницу.

Перед транспортировкой пострадавшего следует учесть несколько важных факторов:

  • Определить способ перемещения больного;
  • Подготовить раненого и специализированные приспособления к перемещению;
  • Выбрать наиболее удобный маршрут;
  • Обеспечить безопасность пострадавшему;
  • Осуществлять постоянный контроль за функционированием жизненно важных систем и органов пациента;
  • Определить метод погрузки больного в транспортное средство.

Выбор метода транспортировки пострадавшего основывается на виде и локализации травмирования, общем состоянии пациента.

Самостоятельная транспортировка пациента в медицинское учреждение разрешена только в 2 случаях:

  1. Место, где произошло травмирование, несет потенциальную угрозу для жизни пострадавшего и спасателя;
  2. Машина скорой помощи не может подъехать к месту, где произошел несчастный случай.

В зависимости от обстоятельств, которые вызвали травму, выделяют следующие виды транспортировки, особенности которых представлены в таблице.

Если ситуация не требует экстренного переноса пациента из опасного для его жизни места, нужно воспользоваться правилами перемещения пострадавших, о которых мы расскажем ниже.

Общие положения по транспортировке

Прежде чем начинать перемещение пациента, нужно внимательно изучить его состояние:

  • Проверьте наличие сознания;
  • Оцените показатели пульса и дыхания (по возможности и артериального давления);
  • Осмотрите голову, область позвоночника и грудной клетки больного на предмет повреждения.

Если есть подозрения о травмировании мозга, позвоночника и спинного мозга самостоятельно перемещать пострадавшего можно только в экстренных ситуациях! Если без транспортировки обойтись нельзя, постарайтесь бережно отнести больного в машину в той позе, в которой он находился ранее.

Несмотря на важные различия в способах и правилах перемещения пострадавшего, существует несколько общих принципов транспортировки:

  • При травмировании шейного отдела позвоночника голову и шею больного обездвиживают (иммобилизуют);
  • При наличии других локализаций травм пострадавшему поворачивают голову на бок и в таком положении везут до медицинского учреждения;
  • При обширной кровопотере больного укладывают так, чтобы ноги находились выше уровня головы;
  • Если пострадавшего нужно поднять вверх по лестничному пролету или внести его в машину, носилки располагают так, чтобы голова больного находилась впереди;
  • При спуске по лестнице и выносе из автомобиля положение носилок меняют: ноги больного должны быть впереди.

Спасатели располагаются по два человека на каждый край носилок. Те, кто идут впереди, следят за дорогой и предупреждают о препятствиях на ней. Один из помощников, который должен нести ножной конец носилок, контролирует состояние пострадавшего и сообщает о его изменениях и необходимости остановки.

Рассмотрим, в каком положении тела транспортируется пациент при различных локализациях повреждений.

Травмы, сопровождающиеся повреждениями черепа и головного мозга, требуют транспортировки в лежачем положении на спине!

Читать еще:  Кефирно-творожная диета: меню, отзывы и результаты

В положении лежа на боку перемещение осуществляется при таких повреждениях и проявлениях травм:

  • Непрекращающиеся приступы рвоты;
  • Пациент находится в бессознательном состоянии;
  • При ожоговых или проникающих повреждениях спины, бедер или ягодиц.

В положении сидя или полусидя располагают пострадавших со следующими локализациями травм:

  • Травмирование шеи;
  • Повреждения грудной клетки;
  • После утопления;
  • Переломы костной ткани рук или ключицы.

Положить пациента на спину, с ногами, согнутыми в коленных суставах или слегка приподняв их, нужно в следующих случаях:

  • Повреждение брюшины;
  • Подозрение на возможное кровоизлияние внутренних органов;
  • При значительной потери крови.

В позу «лягушки» (человек лежит на спине, его ноги раздвинуты, а под ними находится валик) пострадавшего кладут при таких повреждениях:

При любых травмах позвоночника переноска осуществляется только на твердой поверхности, например, на деревянном щите.

Во время транспортировки и подготовки к ней нужно все время следить за пострадавшим. В случае ухудшения его самочувствия, перемещение прекращают, останавливаются и оценивают работу жизненно важных систем: проверяют пульс и дыхание. Если они отсутствуют, начинают действия реанимационного характера до приезда медицинского работника или восстановления жизнедеятельности пострадавшего.

Незначительные повреждения

Когда повреждения незначительные и пострадавший может самостоятельно передвигаться, используют такие способы транспортировки.

Пациент одной рукой может опираться на предложенную ему палку, а другой обхватывает спасателя. Сопровождающий должен постоянно поддерживать больного за талию или грудь.

Если помощь оказывает один человек и использовать носилки нет возможности, при удовлетворительном состоянии и общем самочувствии больного используют метод «волокуши». Пострадавшего кладут на плащ-палатку или другой крепкий материал, одной рукой берутся за край материала, закидывают его на плечо, а другой обхватывают получившееся крепление.

В таких условиях, когда переноску на носилках осуществить нет возможности, используют крепкую лямку. С ее помощью делают импровизированное сидение, которое размещают на спине у спасателя. В случае наличия двух сопровождающих применяют крепления лямки на плече у каждого спасателя, а пострадавшего усаживают в получившиеся «качели».

Особые случаи

Раненые с незначительными кровотечениями и переломами мелких костей обычно переносят транспортировку хорошо. Тем не менее, перед их перемещением нужно обработать раны и предложить анальгетические средства.

Однако в тех случаях, при которых травма сопровождается обильной кровопотерей или переломами больших участков костной ткани, возможно развитие травматического шока. Это опасное состояние, при котором транспортировка невозможна! Перемещение раненого осуществляется только после приведения его в чувство и восстановления жизненно важных функций организма: сердцебиения, дыхания, нормализации артериального давления.

Особого внимания требуют ранения или травмы черепа. В этом случае определить тяжесть повреждения крайне сложно. Поэтому при переносе на носилках нужно предусмотреть полное обездвиживание головы. Иммобилизация достигается за счет «баранка», сделанного из бинта и марли, которым обкладывают область шеи. Можно использовать детский надувной круг или любые вещи, находящиеся под рукой.

Пострадавшие с ранениями черепа, раненые с внутренним кровотечением госпитализируются только в положении лежа на спине!

Транспортировка пострадавших с ранениями головы проводится в положении лежа на боку только в 3 случаях:

  • Травмирование находится в области затылка;
  • У раненого открылась рвота;
  • Пострадавший без сознания.

Открытые раны нужно обработать, наложив на них антисептическую повязку!

В случае обширных открытых переломов, когда обломки костной ткани находятся над кожным покровом, конечности необходимо оставить в том же положении, в котором они находятся после травмы.

Самостоятельно вправлять обломки костей нельзя!

Если транспортировка проводится при минусовых температурах, независимо от вида травмирования пострадавшего нужно укрыть теплым одеялом, так как возникшее переохлаждение может привести к серьезным осложнениям.

MedGlav.com

Медицинский справочник болезней

Транспортировка пострадавших.

ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШИХ.

Важнейшей задачей первой помощи является организация скорейшей и пра­вильной транспортировки (доставки) больного или постра­давшего в лечебное учреждение. Транспортировка должна быть быстрой, безопасной, щадящей. Необходимо помнить, что причинение боли во время транспортировки способ­ствует развитию осложнений: нарушению деятельности сердца, легких, шока.
Выбор способа тран­спортировки зависит от состояния по­страдавшего, характера травмы или за­болевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую по­мощь.

В городах и крупных населенных пунктах транспор­тировку пострадавшего в лечебное учреждение удобнее всего осуществлять через станцию скорой помощи, которая по первому сигналу (вызов по телефону, через посыль­ного, милицейский пост и т. д.) высылает на место про­исшествия специально оборудованную санитарную маши­ну. Это, как правило, легковой автомобиль или микроав­тобус, в котором имеются места для сидения и место для носилок. Носилки легко выдвигаются через люк в задней части кузова. Их устанавливают на выдвигающуюся ка­ретку, которая снабжена роликами, обеспечивающими легкое скольжение ее по направляющим рельсам, и спе­циальными рессорами для уменьшения тряски.

На станциях скорой помощи имеются и другие сани­тарные машины — специально оборудованные автобусы. Транспортировка может осуществляться на самолетах и вертолетах. В тех случаях, когда невозможно вызвать машину скорой помощи или таковой нет, транспортировку осу­ществляют при помощи любых транспортных средств (грузовая машина, конная повозка, волокуша, вьючные конные носилки, нарты, водный транспорт и т. д.).

При отсутствии какого-либо транспорта следует осу­ществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, импровизированных носилках, при помощи лямки или на руках.

Медицинские носилки обеспечивают наи­более спокойное положение пострадавшему, облегчают погрузку в транспорт, выгрузку и перекладывание на кровать, тележку-каталку или операционный стол. Пере­носку на носилках могут осуществить 2—4 человека.

Положение больного на носилках определяется харак­тером повреждения или заболевания. Прежде чем уложить больного, следует при помощи подушки, одеяла, одежды и т. п. придать поверхности носилок форму, необходимую для создания больному удобного для транспортировки положения. Укладывание на носилки осуществляют сле­дующим образом. Носилки устанавливают рядом с постра­давшим со стороны повреждения (при травме позвоноч­ника с любой удобной стороны). Два — три человека со здоровой стороны опускаются на колено, осторожно под­водят руки под пострадавшего и одновременно припод­нимают его. В этот момент третий или четвертый человек продвигает подготовленные носилки под пострадавшего, а поднимающие осторожно укладывают его на носилки, особенно щадя поврежденную часть тела. В траншее, узком проходе носилки под пострадавшего можно подве­сти со стороны головы или ног. При транспортировке в холодное время года больного необходимо тепло укрыть.

Переноска на носилках должна осуществляться с вы­полнением ряда правил. При передвижении по ровной поверхности больных следует нести ногами вперед. Если больной находится в очень тяжелом состоянии (бессоз­нательное состояние, большая кровопотеря и т. д.), то его надо нести вперед головой. Это необходимо для того, чтобы носильщик, идущий сзади, мог видеть лицо пострадавшего, заметить ухудшение состояния и, прекра­тив транспортировку, оказать помощь. Носильщики не должны идти в ногу; передвигаться следует неторопливо, короткими шагами, по возможности избегая неровных поверхностей. Более высокий носильщик должен нести ножной конец носилок.

При подъеме в гору, по лестнице больного надо нести головой вперед, а при спуске — головой назад. Больных с переломами костей нижних конечностей при подъеме лучше нести вперед ногами, а при спуске — ногами назад. Как во время спуска, так и во время подъема носилки должны все время быть в горизонтальном положении. Это легко достигается следующими простыми приемами. При подъеме идущий сзади поднимает носилки до уровня своих плеч, а при спуске этот прием должен проделать идущий впереди.

Переноска больных на большие расстояния значитель­но облегчается применением лямок, которые уменьшают нагрузку на кисти рук.

Носилочная лямка — это брезентовый ремень длиной 3,5 м, шириной 6,5 см, имею­щий на одном конце прочную металлическую пряжку для соединения с другим концом. Для переноса носилок из лямки делают петлю в виде восьмерки и подгоняют ее под рост носильщика. Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в стороны рук.
Петлю надевают на плечи так, чтобы перекрест ее был на спине, а петли, свисающие по бокам, — на уровне кистей опу­щенных рук. В эти петли продевают ручки носилок. Носильщик, идущий впереди, захватывает ручки носилок впереди лямки, идущий сзади — сзади лямок.

При отсутствии специальных носилок их можно из­готовить из подручных средств (шест, жердь, доска, пальто, одеяло, мешок и др.). Такие импровизированные носилки обязательно должны быть прочными, способными выдержать тяжесть тела.
При переноске на жестких импровизированных носилках под больного необ­ходимо подложить что-либо мягкое (сено, одежда, трава и т. д.). Носилочную лямку можно сделать из 2—3 рем­ней, куска брезента, простыни, полотенец, толстой ве­ревки и др.

Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках.
Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече. Переноску способом «на руках впереди» и «на плече» применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом «на спине». Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на не­большие расстояния. На руках значительно легче перено­сить двум носильщикам. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом «друг за другом». Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на «замке» из 3 или 4 рук. Значительно облег­чает переноску на руках носилочная лямка.
В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего. Помогающий закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает его одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь. При передвижении постра­давший свободной рукой может опираться на палку.

Читать еще:  Швейцарский сыр грюйер: калорийность и состав

При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна тран­спортировка волоком на импровизированной лодочке-волокуше — на брезенте и плащ-палатке.
Таким образом, в самых разнообразных условиях ока­зывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания.

Положение пострадавшего (заболевшего) при транс­портировке.

Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в оп­ределенном положении соответственно виду травмы. Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейше­му выздоровлению.
Следовательно, правильная ук­ладка пострадавшего на время транс­портировки — наиболее важный момент первой помощи.

Чаще пострадавших транспортируют в положении лежа с некоторыми вариантами, что зависит от характера травмы или заболевания. Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коле­нями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку в фиксированно-стабилизированном положении. В положении лежа на спине транспортируют постра­давших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, перело­мами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, зна­чительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургически­ми заболеваниями и повреждениями органов брюшной полости (аппендицит, ущемление грыжи, прободная яз­ва и т. д.

Пострадавших и больных, находящихся в бессозна­тельном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфик­сии. Значительную часть больных можно транспортиро­вать в положении сидя, а некоторых только в сидячее или полусидячем положении.

При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, так как охлаждение почти при всех видах трав­мы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений.
Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными артериальными жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоя­нии шока, с отморожениями.
В период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.
Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами макси­мально щадил психику больного, укреплял в нем уверен­ность в благополучном исходе заболевания.

Принципы очередности транспортировки при массовых травмах.

Массовые травмы возникают при землетрясе­ниях, автокатастрофах, железнодорожных авариях, по­жарах, взрывах. Успешное оказание первой медицинской помощи в этих случаях зависит от организованности и порядка. Прежде всего необходимо определить, кому в первую очередь нужна медицинская помощь.
Порядок оказания ее должен быть следующим: вначале помощь оказывают задыхающимся, затем раненым с проникаю­щими ранениями грудной и брюшной полостей, далее — раненым со значительным кровотечением из ран, потом пострадавшим, находящимся в бессознательном или шо­ковом состоянии, затем пострадавшим со значительными переломами и в последнюю очередь — лицам с мелкими ранениями и переломами.

Пострадавших распределяют на группы по последовательности транспортировки в зависимости от тяжести повреждения.

  • В группу подлежащих транспортировке в первую очередьвходят: раненые с проникающими ранениями грудной и брюшной полостей, находящиеся в бессозна­тельном или шоковом состоянии, с ранениями черепа, раненые с внутренним кровотечением, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами.
  • Группа второй очереди: пострадавшие с закры­тыми переломами конечностей, раненые со значительными, но остановленными наружными кровотечениями.
  • Группа третьи очереди: раненые с незначитель­ными кровотечениями, переломами мелких костей, уши­бами.
  • В каждой из этих групп детей младшего возраста необходимо эвакуировать в первую очередь и, если позво­ляют обстоятельства, вместе с матерью (отцом).

Способы и правила транспортировки пострадавших

В случае оказания первой помощи при ДТП не профессионалами транспортировка пострадавших крайне опасна и нежелательна. Однако иногда бывают случаи крайней необходимости, и важно знать о правилах и способах транспортировки пострадавших, чтобы не нанести им дополнительный вред и не усугубить ситуацию. Именно об этом и пойдет речь в данной статье. И так…

Способ транспортировки пострадавшего зависит характера полученных им травм, его состояния, количества лиц, оказывающих помощь и их физических данных, а также наличия подручных средств.

Самостоятельное перемещение пострадавшего

Если у пострадавшего отсутствуют противопоказания и тяжелые травмы, и он в состоянии передвигаться самостоятельно, то предложите ему опереться на вашу руку.

Если случай более тяжелый, то перекиньте руку пострадавшего себе через плечи и возьмите его за кисть, второй рукой обхватив его талию. Если пострадавший не в состоянии идти сам, то перенесите его на руках или при помощи подручных средств.

Транспортировка пострадавшего одним человеком

Если вы в одиночку транспортируете пострадавшего, то выполняйте это на руках, спине или плече. Чтобы перенести человека на небольшое расстояние на руках, следует смастерить для него тканевое мягкое импровизированное сидение, которое перенесет часть нагрузки с ваших рук на туловище. Транспортировка пострадавшего на плече осуществляется при отсутствии противопоказаний и если человек без сознания. Чтобы перенести пострадавшего на спине придерживайте его за бедра, а сам он пусть держится за вашу шею. При переноске на спине можете воспользоваться лямкой или парой поясных ремней, что сделает транспортировку более удобной.

Транспортировка пострадавшего двумя людьми

Если пострадавшего переносят два спасателя, то им необходимо из рук сделать так называемый замок. Также можно сделать сиденье, взяв полотенце, ткань, веревку и соорудив кольцо, за которое будут держаться спасатели. Двигаться нужно прямо, поддерживая пострадавшего свободными руками.

Чтобы сделать замок из трех рук, одному спасателю нужно обхватить правой рукой свое левое предплечье, а левой – правое предплечье второго спасателя. Второму спасателю нужно взяться правой рукой за левое предплечье первого спасателя, а левой рукой поддерживать пострадавшего.

Для создания замка из четырех рук, каждый из спасателей должен держаться правой рукой за свое левое предплечье, а левой рукой за правое предплечье своего партнера. Этот способ транспортировки подходит в случаях, когда пострадавший в сознании и в состоянии держаться за шеи спасающих.

Подручными средствами при транспортировке могут служить ремни, стулья, лямки, пара шестов, простыня, жердь.

Транспортировка пострадавшего на носилках

Носилки – самый безопасный и удобный способ транспортировки, и если отсутствуют стандартные носилки, то можно их соорудить из подручных средств.

Укладывайте пострадавшего на носилки правильно, чтобы не нанести дополнительные травмы и не причинить боль. Лучше, если это будут делать два и более спасателей, которым нужно опуститься на колени и осторожно уложить пострадавшего.

Если имеется травма ног пострадавшего, то проведите иммобилизацию конечностей.

Для укладки на носилки, спасающие должны встать над пострадавшим и поднять его между своих ног. Нести носилки нужно короткими шагами, не в ногу, чтобы не трясти пострадавшего.

Пострадавший должен транспортироваться вперед ногами, а спасающий у изголовья должен контролировать его состояние.

Если вы движетесь на подъем, к примеру, по лестнице, то пострадавший должен лежать головою вперед, а если по спуску – ногами вперед. Но если имеются серьезные повреждения нижних конечностей, то все делается наоборот: при подъеме – транспортировка вперед ногами, при спуске – вперед головой, чтобы обеспечить комфорт травмированным ногам.

Транспортировка пострадавших в зависимости от вида травмы

Пострадавшие в основном транспортируются после ДТП автомобилями служб спасения, скорой помощью, а иногда и на медицинских вертолетах. Но есть ситуации, когда транспортировка производится на попутном транспорте силами свидетелей аварии.

Если у пострадавшего травмирована голова, то перед транспортировкой уложите его на спину, а голову поверните на не поврежденную сторону. В случае отсутствия сознания у пострадавшего транспортировка производится на боку, поскольку в случае рвоты может произойти блокировка дыхательных путей рвотными массами.

Если травмирована грудь пострадавшего, то транспортируйте его полусидя, согнув ноги в коленях. Если ранение проникающее, то окажите раненому нужную первую помощь и транспортируйте его на раненом боку.

Если у пострадавшего закрытая или открытая травма брюшной полости, то транспортируйте его либо лежа на спине, согнув ноги в коленях и подложив под них валик, а голову повернув на бок, либо же на здоровом боку, согнув ноги в коленях (если он без сознания).

Если повреждены кости таза, то пострадавший укладывается на спину, на ровную твердую поверхность. Ноги нужно согнуть в коленях и раздвинуть, положить валик под них или поставить упор у стоп. Так вы расслабите мышцы, уменьшите боль.

Если поврежден позвоночник, то необходимо обеспечить неподвижность туловища в том положении, в котором оно находится. Нельзя переворачивать пострадавшего! Транспортировка производится на твердом и ровном щите, при предварительно зафиксированном туловище.

Если у пострадавшего травма нижних конечностей, то важно обеспечить неподвижность сломанной кости при помощи шин.

Если сломана голень, то накладываются две шины от конца стопы и до средины бедра, а стопу фиксируют под углом 90? к голени.

Если сломана бедренная кость, то накладывают две шины, на внутреннюю и наружную стороны, и только потом пострадавший транспортируется лежа на спине, с зафиксированным туловищем.

При травме верхних конечностей пострадавший транспортируется сидя.



Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 31.01.2018
Перепечатка без согласия редакции запрещена.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]