Эвтаназия: история, виды, легализация
Смертельный исход. Куда летят из России за эвтаназией?
Жить с неизлечимым диагнозом, постоянными болями и без каких-то целей многим людям кажется бессмысленным. Для них в нескольких странах разрешена эвтаназия — добровольный уход из жизни. Можно купить билет в один конец и умереть “туристом” за несколько тысяч евро.
— У моей мамы недавно была обнаружена неизлечимая болезнь. Я вижу, как она мучается и как ей жалко нас, ведь мы тратим силы, нервы и деньги на поддержание жизни в ней. Она несколько раз просила врачей прекратить медикаментозное лечение, но это в нашей стране считается преступлением. Любая форма эвтаназии запрещена. Ужасно видеть, как страдает твой любимый человек и ничего не может с этим сделать, — рассказала Лайфу Вера из Екатеринбурга.
А это не самоубийство?
Официально эвтаназия может быть двух видов: активной и пассивной. В первой врач может назначить и ввести пациенту смертельную дозу препарата. В 1989 году американец Джек Кеворкян по прозвищу Доктор Смерть создал аппарат мерситрон, который подавал больному в кровь смертельную дозу яда. Пациент должен был сам нажать кнопку на устройстве, когда понимал, что жить больше не хочет. В 1991 году Кеворкяна лишили лицензии врача, заниматься медицинской практикой он больше не мог. Но до 1999 года с помощью мерситрона с жизнью попрощались более 130 человек. В том же году Доктора Смерть приговорили к лишению свободы сроком на десять лет по обвинению в убийстве.
Пассивная эвтаназия — это сознательный отказ пациента от поддерживающей терапии и лечения. Может происходить добровольно или по решению родственников, если пациент находится в коме.
Церковь считает эвтаназию суицидом — смертельным грехом. В некоторых странах умерших после эвтаназии людей отказываются отпевать. Представители Русской православной церкви приравнивают эвтаназию к самоубийству, что является смертным грехом.
Но далёкие от религии люди называют эвтаназию гуманным и оправданным способом уйти из жизни, если жить уже невыносимо.
Где можно легально умереть?
Официально эвтаназия разрешена в Бельгии, Нидерландах, Канаде, Люксембурге, пяти штатах США и в австралийском штате Виктория. Но добровольно уходить из жизни могут только граждане этих стран. Туристам-иностранцам в эвтаназии будет отказано.
Но даже местным не так легко умереть. Они должны пройти медицинское освидетельствование, одобрение комиссии по этике, если комиссия отказала, пациент может обратиться в прокуратуру или в Минздрав. При этом в Нидерландах, Бельгии и Австралии процедура бесплатная. Врач не имеет права брать с пациента деньги. В некоторых клиниках Бельгии нужно заплатить 60–70 евро за набор для эвтаназии. Но купить его может только семейный врач по официальному рецепту.
Страной, где эвтаназия разрешена не только для местных жителей, но и для иностранцев, является Швейцария. В 1942 году там был принят закон, разрешающий “помогать в совершении самоубийства”, но при этом у врача-помощника не должно быть корыстного умысла.
В 1998 году адвокат Людвиг Минелли создал организацию Dignitas — “Достоинство”. Она помогает расстаться с жизнью всем желающим в Цюрихе. Около 3000 неизлечимо больных людей из разных стран уже воспользовались услугами этой компании. Чтобы умереть с “Достоинством”, нужно стать членом клуба, заплатить около 200 евро взноса и ежегодно платить около 80 евро за “подписку” на клуб. Когда человек захочет уйти из жизни, он должен обосновать своё решение неизлечимым заболеванием или невыносимой болью.
Стоит услуга в Цюрихе от 4000 тысяч евро. Клиенту дадут раствор пентобарбитала или полиэтиленовую ёмкость с газом. За 7000 евро сотрудники организации проведут не только эвтаназию, но и похороны клиента.
По данным Росстата, в 2017 году 20 055 жителей России совершили суицид. В 2016 году было зафиксировано около 23 000 самоубийств.
— Улететь в Швейцарию и умереть после эвтаназии — абсолютно легальный поступок. Как это будет оформлено в нашей стране — сказать сложно. Зависит от того, какие документы будут получены в клинике, которая проводила данную процедуру. В России таких ситуаций пока что мало, но туры существуют, их можно не только организовывать, но и рекламировать, — сказал Лайфу юрист Андрей Некрасов.
При этом в соцсетях и в мессенджерах можно найти сообщества, где люди пытаются найти деньги на смерть в Цюрихе.
А некоторые мошенники предлагают средства для эвтаназии “в домашних условиях” за копейки.
Недавно брат одной из пострадавших при пожаре в пермском клубе “Хромая лошадь” сказал, что единственным выходом для неё видит только эвтаназию.
— Да, Ирочка — родная кровь. Но я же вижу, ничего уже не поможет. Наверное, если бы у нас в стране была разрешена эвтаназия, согласился бы. Вы даже не представляете, как она намучилась… — говорит он.
В нашей стране эвтаназия запрещена на законодательном уровне. Статья 45 закона “Об основах охраны здоровья граждан” не даёт медицинским работникам права на ускорение смерти пациента. Врач не может не только ввести смертельный препарат, но и отказаться от мероприятий по поддержанию жизни пациента. В противном случае действия медработника будут квалифицированы как убийство.
История эвтаназии. Акт милосердия или убийство в законе?
Кто придумал «эвтаназию», какие страны разрешают добровольную смерть, чем Швейцария привлекает неизлечимо больных людей — в материале «Футуриста».
10 мая мировые СМИ облетела новость о 104-летнем ученом из Австралии Дэвиде Гудолле, который добровольно ушел из жизни с помощью эвтаназии. Умирал ученый в швейцарской клинике под «Оду к радости» Бетховена. Причем, Гудолл не был смертельно болен, просто, по его словам, жизнь перестала доставлять ему былое удовольствие. Он не мог сам за собой ухаживать, и, как сам сказал за пару дней до смерти, каждое утро он просыпался, вставал, завтракал, просто сидел до обеда, затем обедал и продолжал просто сидеть, якобы не принося никакой пользы.
Чтобы сделать эвтаназию, Гудоллу пришлось собрать 20 тысяч долларов пожертвованиями и совершить путешествие в Швейцарию из Австралии, где эвтаназия пока запрещена.
Она будет узаконена только с 2019 года в австралийском штате Виктория.
Как Доктор Смерть вернул эвтаназию
Оксфордский толковый словарь общей медицины определяет эвтаназию как «намеренное умерщвление неизлечимо больного человека с целью облегчения его страданий». При этом, есть добровольная эвтаназия — когда человек сам принимает решение, чтобы ему помогли уйти из жизни. И есть принудительная эвтаназия — когда процедуру применяют к человеку без его согласия. Также выделяют эвтаназию активную (больному вводят специальные лекарства) и пассивную (намеренный отказ от лечения).
Вне зависимости от вида эвтаназия вызывала и продолжает генерировать гигабайты споров. Одни считают, что в человеке природой заложена борьба со смертью, и даже обсуждение эвтаназии — это деградация общества. Другие убеждены — неизлечимо больные имеют право прекратить свою жизнь, а если кто-то хочет им помочь, его нельзя наказывать.
Считается, что термин «эвтаназия» несколько веков назад ввел английский философ, историк и политик Фрэнсис Бэкон.
“. Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение боли, как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более легкой и спокойной, потому что эта эвтаназия. уже сама по себе является немалым счастьем”, — писал Бэкон.
В 1930 годы и в годы Второй мировой войны эвтаназию дискредитировала нацистская Германия, которая использовала этот метод по отношению к физически неполноценным людям (включая детей) и душевнобольным.
Долгие годы о легализации эвтаназии вообще не принято было говорить. И лишь ближе к новому веку научное сообщество и общественность вернулись к этой теме. Одним из активных защитников эвтаназии был американский врач Джек Кеворкян, он же — Доктор Смерть. Еще в 1950-х он предлагал применять к заключенным, приговоренным к смертной казни, анестезию, чтобы они не страдали от боли. К этому предложению он вернулся в 1984 году, отмечая, что такой метод можно было бы использовать в отношении тех заключенных, которые пожертвуют свои органы медикам.
Джек Кеворкян и мерситрон
А в 1989 году Кеворкян построил мерситрон — “машину самоубийства”, которая вводила смертельную дозу анальгетиков и токсичных веществ в кровь человека. Первым пациентом Кеворкяна стала учительница Дженет Аткинс, страдавшая болезнью Альцгеймера. В последующие восемь лет с помощью “машины” Кеворкяна из жизни ушли 130 больных.
В 1999 году Кеворкяна приговорили к заключению сроком от 10 до 25 лет за прямое убийство второй степени одного из своих пациентов, который страдал болезнью Лу Герига. Доказательством стала видеозапись самого процесса эвтаназии.
Но в 2007 году Кеворкяна выпустили на свободу за хорошее поведение, запретив при этом: помогать кому-либо умирать с помощью эвтаназии, ухаживать за людьми старше 62 лет и близко общаться с теми, у кого есть врожденные физические отклонения.
Легальная эвтаназия
Первой страной, которая разрешила эвтаназию, стали Нидерланды. Случилось это в 2002 году. Конечно же у закона, легализовавшего такой способ ухода из жизни, было много противников, включая церковь, которая в принципе против добровольной смерти. Согласно нидерландскому закону, эвтаназию можно применить только к тем пациентам, которые страдают от неизлечимого заболевания и у которых нет ни единого шанса на выздоровление. Решение пациента должно быть добровольным и обдуманным, и оно должно исходить именно от него, а не от родственников, друзей или врача. Но при этом закон позволяет применять эвтаназию к детям с 12 лет, а также к младенцам до 2 лет при определенных условиях.
В 2015 году в Нидерландах было зафиксировано 5,5 тысяч случаев эвтаназии. В 2016 году голландское правительство начало подготовку законопроекта, который разрешил бы применять эвтаназию не только к смертельно больным людям, но и к тем, кто почувствует, что уже прожил свою жизнь.
В 2002 году вслед за Нидерландами эвтаназию легализовали в Бельгии. Причем в 2014 году там разрешили применять эвтаназию в отношении детей любых возрастов. Первый подобный опыт произошел спустя два года.
Кроме Нидерландов и Бельгии эвтаназия легализована в некоторых штатах США, в Люксембурге, Колумбии, Германии, Канаде, Швейцарии. В последней, согласно последним статистическим данным от 2015 года, насчитывается около 1000 случаев ухода из жизни с помощью эвтаназии в год. Швейцария, пожалуй, — самая известная и популярная страна для тех, кто жаждет эвтаназии, — здесь она, в отличие от других стран, разрешена и для смертельно больных иностранцев. Здесь даже есть специальная организация — Dignitas —, которая помогает больным из других стран безболезненно умереть.
О легализации эвтаназии задумывались и в Великобритании. Даже был разработан законопроект, в соответствии с которым неизлечимо больной человек мог рассчитывать на эвтаназию, если бы ему оставалось жить менее шести месяцев. Но в итоге депутаты парламента отклонили этот законопроект. В некоторых странах, например, в Индии и Швеции, допускается пассивная эвтаназия.
В России эвтаназия запрещена законодательно.
“Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента”, — говорится в статье 45 ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.
Правда, еще 11 лет назад ходили разговоры о возможности разработки законопроекта об эвтаназии в России, об изучении проблемы. Но сторонников подобного решения, явно, оказалось меньше, чем противников. И вряд ли эвтаназию разрешат в стране в ближайшее время. Сейчас неизлечимо больным людям в России можно надеяться только на паллиативную помощь, в которой постоянно нуждается миллион жителей страны. Некоторые из тех, кто устает от мучений, решается на самоубийство.
Эвтаназия от депрессии и алкоголизма
Ученый из Австралии Дэвид Гудолл — не единственный, кто искал безболезненной смерти в другой стране. В 2017 году итальянский диджей Фабио Антониани, парализованный и ослепший в результате ДТП тремя годами ранее, умер после эвтаназии в Швейцарии. Антониани просил правительство Италии разрешить ему применить эвтаназию, но власти Италии не сделали исключение и разрешение на подобное не дали. После отказа диджей уже обратился за помощью в одну из швейцарских клиник, где и исполнили его желание.
Некоторые страны, где уже разрешена эвтаназия, но где все же есть определенные условия, идут на понимание и закрывают глаза на условие быть смертельно больным.
Так, в 2015 году в Бельгии разрешили сделать эвтаназию 24-летней девушке, которая несколько лет страдала из-за депрессии, совершила несколько попыток самоубийства и приняла решение умереть. А в 2016 году в Нидерландах права на эвтаназию добился мужчина, который был алкоголиком. Он доказал врачам, что никак не может избавиться от зависимости, и единственный способ прекратить пить — это смерть.
Еще один случай произошел в 2013 году в Бельгии. Транссексуал Натан Верхельст не мог справиться с психологическими страданиями после смены пола, которая не оправдала его ожиданий. По словам специалистов, его проблемы были глубже обычной депрессии. Он больше не мог испытывать отвращение к самому себе и решился на эвтаназию.
История эвтаназии
Биоэтические проблемы эвтаназии
Эвтана́зия (греч. ευ — хорошо + θάνατος — смерть) — практика прекращения жизни человека или животного, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, в удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме, для сокращения страданий. Этот термин был предложен английским философом Френсисом Бэконом еще в XVII веке для определения “легкой смерти”. Он рассматривал ускорение смерти неизлечимого больного с целью ограждения его от невыносимых страданий (но только когда сам больной просил об этом) как право на свободу выбора. В XIX веке толкование термина было расширено и стало означать “умертвить кого-либо из жалости”, а значит не всегда добровольно.
Термин “эвтаназия” был определен Конгрегацией Вероучения[1] в “Декларации об эвтаназии” от 5 мая 1980 года. “Под словом эвтаназия подразумевается всякое действие или, наоборот, бездействие, которое, по своей сути или намерению, приводит к смерти, имеющей целью устранение боли и страдания”. То есть в ее прямом значении, эвтаназия – это умышленное убийство при помощи метода, провоцирующего наименьшие боль и страдания, совершенное “из жалости” для того, чтобы положить конец невыносимым страданиям, или для того, чтобы избежать трудностей жизни, которая считается “нечеловеческой”, “не достойной самого человека” (Э.Ю. Соловьев, 1991).
Как бы то ни было, но корни эвтаназии уходят в далекое прошлое. По мнению Г.Ш. Чхартишвили (2003) – “Человек научился лишать себя жизни задолго до того, как изобрел колесо и покорил огонь”. Древние религии, язычество и буддизм, не препятствовали этому, а наоборот приветствовали. Там, где условия жизни были наиболее суровыми (холод, голод, дефицит шкур для набедренных повязок и т.п.), самоубийство было своеобразной нормой поведения.
Тит Ливий описывал то величавое спокойствие, с которым галльские и германские варвары кончали собой. В языческой Дании воины считали позором закончить свои дни от болезни в постели. Известна истории и готская “Скала предков”, с которой бросались вниз немощные старики. Об испанских кельтах, презирающих старость, известно, что как только кельт вступал в возраст, следующий за полным физическим расцветом, он кончал жизнь самоубийством. Старики острова Кеос пили цикуту. Немощных от старости японцев уносили умирать на гору Обасутэяма, что в переводе означает “гора, где оставляют бабушек”. Эскимосы, чувствуя приближение старости, уходили замерзать в тундру. Этот обычай сохранился у некоторых эскимосских родов до нашего времени. Известен пример из новой истории, когда христианскому миссионеру удалось уговорить их отказаться от такого варварского обычая. Когда же миссионер, спустя несколько лет вернулся к своей пастве, выяснилось, что весь род вымер. Новообращенным эскимосским христианам, увеличившим численность своей популяции за счет стариков, просто не хватило пропитания.
Обычаи, которые предписывали престарелому или больному человеку покончить с собой, в случае отказа от их исполнения, лишали его уважения, погребальных почестей и т.п. Это “свободное”, на первый взгляд, соблюдение обычая было на самом деле достаточно жестко регламентировано в языческих сообществах. Исследуя явление самоубийства в древних культурах, Э. Дюркгейм (1994) приходит к выводу о его чрезвычайной распространенности, при этом на первом месте среди всех возможных мотивов самоубийства стоит самоубийство по причине преклонного возраста и болезней. Но чем “сытнее” жила первобытная община, тем строже она относилась к эвтаназии. У племен Нигерии, Уганды, Кении самоубийство считали безусловным злом, причем отвечать за него приходилось родственникам усопшего, которые приносили жертву и сжигали жилище “преступника”.
В Древней Греции самоубийство санкционировал орган власти – ареопаг. В городах Эллады имелись даже специальные запасы ядов для этих целей. Тех же, кто ушел из жизни “самовольно”, без разрешения ареопага, карали посмертным поношением. В Афинах и Фивах трупу самоубийцы отсекали руку, которую хоронили отдельно. Несмотря на это против эвтаназии выступал отец медицины Гиппократ (600 г. до н.э.). В его “Клятве” прямо указано – “. я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не укажу пути к осуществлению подобного замысла”. Его современники, Платон, Сократ и Аристотель, наоборот, полагали, что умерщвление слабых, нежизнеспособных и безнадежных путем “легкой смерти” – естественно и полезно. Кстати и сам Сократ окончил свой жизненный путь, выпив цикуту[2].
Римском праве запрет на самоубийство свободных граждан был закреплен законодательно, но признавались обстоятельства, оправдывающие его. Законным считали уход из жизни в случае – “горя, болезни, скорби” или “невыносимости жизни” (К.И. Бабур, 1995).
В буддизме, где отречение от жизни само по себе считается “образцовым”, возрастные и физиологические “критерии” для самоубийства практически отсутствуют. Самоубийство в буддийской культуре является видом религиозного обряда, и это не удивительно, ибо высшее блаженство и желанная цель жизни находится вне этой жизни – в “небытии” (нирвана). Виды самоубийства, принятые в буддийской культуре, различны. Их выбор зависит от конкретной секты, страны, эпохи. Это и голодная смерть, и утопление в водах “священных рек”, и вспарывание живота своего своими собственными руками.
После распространения современных религий (Христианство, Иудаизм, Ислам) закрепился запрет на любые формы эвтаназии. В основе христианства (в законах Моисеевых) лежит постулат о том, что жизнь священна и неприкосновенна. На нее никто не имеет права посягать, в том числе ни врач, ни сам человек. Именно в этом смысл библейской заповеди “Не убий!” (Т. Модели, 1971).
На 39-ой Всемирной Медицинской Ассамблее, (Мадрид, Испания, октябрь 1987 года) была принята “Декларация об эвтаназии”. “Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента, даже по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких, не этична. Это не исключает необходимости уважительного отношения врача к желанию больного не препятствовать течению естественного процесса умирания в терминальной фазе заболевания”.
Как бы то ни было, эвтаназия находит свою нишу. В 1994 году она была легализована в штате Орегон (США), а 25.05.1995 года в Северной провинции Австралии, правда, спустя 9 месяцев закон был отозван.
В Нидерландах эвтаназия долгое время была запрещена законом, однако, в 1996 году Верховный суд и парламент утвердили инструкцию от 14 апреля 1994 года и определили перечень состояний, при которых врач может ассистировать суициду путем летальной инъекции или назначения препарата перорально. После многолетних дебатов по этому вопросу с широким освещением в печати, 29 ноября 2000 года эвтаназию, с большими оговорками, разрешили законодательно. Немалое значение в принятии такого решения сыграл относительный либерализм католической церкви в этой стране.
“Де юре” добровольная эвтаназия разрешена в Японии, однако встречается крайне редко. С 1937 года она, при соответствующем юридическом оформлении, была разрешена и в Швейцарии, а в Германии – эвтаназия никогда и не была противозаконной, однако общественное мнение не одобряет ее проведение (В. Вольный и соавт., 2000). В 2001 году эвтаназия узаконена в Бельгии.
В Уголовном Кодексе РСФСР 1922 года в статье 143 имелось Примечание, согласно которому прописывалась ненаказуемость убийства, выполненного по просьбе. Однако уже 11 ноября 1922 IV сессия ВЦИК постановила исключить это Примечание во избежание множества возникших злоупотреблений “просьбами” граждан.
Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 6789 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Эвтаназия
Философ Елена Брызгалина о легализации эвтаназии, ассистированном самоубийстве и доверии людей друг к другу и к медицине
Поделиться статьей
В конце XIX века в России, как и в других странах, стали возникать общественные движения, которые ставили перед собой задачу помогать и пациентам, испытывающим тяжелые страдания, и их родственникам, и врачам в принятии решения об уходе человека из жизни. Наш великий адвокат Кони часто выступал на процессах, в которых обсуждались вопросы о правомерности действий людей, которые приблизили смерть конкретного больного. И Кони говорил о необходимости при обсуждении вопроса об оправданности эвтаназии обращать внимание на несколько моментов — я их сейчас назову, но сразу скажу, что те страны, в которых в XXI веке на сегодняшний день легализована эвтаназия, часто ориентируются на необходимость выполнения тех же самых правил, которые сформулировал Кони. Эти правила таковы: во-первых, диагноз и близость смерти, а также неустранимость страданий средствами, доступными для определенного нынешнего уровня развития медицины, точно установлены (то есть состоялся, например, коллегиальный вариант обсуждения, и несколько врачей пришли к сходным выводам); во-вторых, и это обязательно, больной неоднократно и в явной форме говорил о своем желании уйти из жизни. Эти условия (точнее, их соблюдение) рассматриваются как возможные для постановки вопроса о легализации эвтаназии.
Дело в том, что термин «эвтаназия» используется для обозначения самых разных типов практик. Например, эвтаназия бывает добровольная и недобровольная, однако речь о недобровольной эвтаназии — это фактически речь об убийстве, даже если оно оправдывается некими ссылками на облегчение страданий человека. Например, в нормативных документах нашей страны недобровольная эвтаназия однозначно рассматривается как убийство. Добровольная эвтаназия — это термин, применяемый для ситуаций, когда пациент сознательно принимает решение об уходе из жизни как способе прекращения страданий. Второй вариант типологии эвтаназии — это разделение эвтаназии на пассивную и активную. О пассивной эвтаназии говорят тогда, когда врачи принимают решение не начинать лечение или прекращать уже начатое лечение. В данном случае очень трудно в каждой конкретной ситуации выяснить мотивы отказа врачей от продолжения лечения, потому что этим мотивом может быть как нежелание помочь человеку из любых соображений, включая эгоистические, так и признание невозможности помочь при нынешнем уровне развития медицины. Поэтому если речь идет о легализации эвтаназии на уровне права, то обсуждается вопрос именно об активной эвтаназии, то есть о допустимости действий, которые фактически приближают смерть человека. При этом действия тоже могут быть произведены в разной форме.
Эвтаназию иногда связывают с так называемым ассистированным самоубийством, когда пациент, решивший уйти из жизни, просит ассистировать медиков, которые, например, обладают в силу профессиональной принадлежности знаниями о тех препаратах, которые могут быть использованы для того, чтобы смерть пришла в легкой и безболезненной форме. Однако больше всего споров вызывает активная эвтаназия, связанная с действиями самих врачей, которые в явном виде приближают смерть.
На сегодняшний день порядка десяти стран мира легализовали на своей территории эвтаназию, и только две страны, Бельгия и Нидерланды, разрешили эвтаназию для детей, причем не устанавливая возраста, с которого ребенок может выразить желание уйти из жизни, этот возраст не определен. Самая длительная история легализованной активной эвтаназии — в Нидерландах. Врач, принимающий решение об эвтаназии, обязательно должен следовать некоторым установленным правилам. Он должен удостовериться в том, что больной просит об уходе из жизни не под влиянием каких-либо внешних довлеющих обстоятельств, без принуждения, то есть его просьба осознанна, больной хорошо информирован о своем диагнозе и перспективах и неоднократно в явной форме высказал просьбу об эвтаназии. Тогда консилиум врачей, удостоверившись в том, что действительно отсутствуют давление, принуждение, есть диагноз и представление о перспективах развития заболевания и нынешнее состояние и перспективы для больного несовместимы с представлениями о достойной жизни, принимает решение об акте эвтаназии. После этого в Нидерландах врачу предписывается прямо указать в свидетельстве о смерти в графе «причина смерти» эвтаназию, не ссылаясь ни на какие другие аргументы, и потом передать дело в компетентные органы, чтобы коронер (аналог следователя) дальше принимал решение о том, имело ли место правомочное действие или действия были совершены с нарушением норм. Трудно представить ситуацию, когда аналогичные правила были бы распространены за пределами тех локальных популяций, которые существуют, например, в той же Голландии.
Если мы обратимся к истории, мы можем проследить истоки такой высокой степени доверия людей друг к другу и к медицине, потому что фактически легализация эвтаназии — это признание автономного права человека распоряжаться своей жизнью, а признание этого права первично в сравнении с коллективными интересами. Те страны, которые легализовали эвтаназию, как правило, опираются на некоторые аргументы. В числе этих аргументов на первом месте стоит именно провозглашение автономного права человека на распоряжение жизнью как главного права. В странах с высокими коллективистскими настроениями, с иными традициями отношения между индивидуальным и общим этот аргумент не является существенным и определяющим. Сторонники эвтаназии говорят о том, что у человека должно быть право уйти из жизни достойно, потому что они трактуют эвтаназию как последнее лекарство. Отношение к этому аргументу тоже достаточно противоречивое, потому что известна поговорка: «Гильотина — лучшее средство от головной боли», и рассмотрение смерти как способа борьбы со страданиями может означать в своем продолжении тезиса отказ от вообще разработки средств лечения, потому что среди медико-биологических направлений всегда есть лидирующие направления-локомотивы. Реаниматология и трансплантология относятся к числу таких локомотивов, и если страна встает на путь легализации эвтаназии, то всегда есть опасность торможения научных исследований и практик именно в сфере реаниматологии, в сфере паллиативной медицины, в сфере борьбы за сохранение жизни.
Еще один аргумент, тоже оспоримый, связан с тем, что разрешение человеку заявить об уходе из жизни, помимо его неотъемлемого права, есть еще и способ проявить внимание по отношению к ближнему. Некоторые люди говорят, что им важнее не видеть страданий других людей, своих родственников и что разрешение эвтаназии якобы будет способом сохранения достоинства не только умирающего человека, но и близких родственников, тоже испытывающих страдания. Однако контраргументом к этому является то, что у человека нельзя отнимать право быть альтруистом и нельзя лишать близкого права быть рядом с родным человеком в самые тяжелые моменты его ухода из жизни. Сторонники эвтаназии мало используют, но все-таки иногда оглашают так называемый экономический аргумент. Суть этого аргумента антигуманна: речь идет о том, что лишение жизни неизлечимо больных людей есть способ сохранить ресурсы системы здравоохранения. Конечно, мы понимаем, что ни на каких чашах весов нельзя сравнивать жизнь человека и гипотетическую экономию бюджетных средств системы здравоохранения. Хотя в той же Голландии провели экономические расчеты, и легализация эвтаназии никакой экономии средств не дала.
Кроме того, легализация эвтаназии — это всегда посягательство на статус врача в обществе. Если мы вспомним, в Средневековье после пыток инквизиции врач должен был привести грешника, которого нужно возвести на костер, в некоторое состояние физического здоровья, дабы тот мог осознать происходящее с ним. Вот если страна легализует эвтаназию, то это, конечно же, удар по статусу врача. Подумайте, пойдете ли вы к врачу просить о помощи для себя, зная, что в отношении других врач допускает мысли об эвтаназии. Масса психологических аргументов также неоднозначно заставляет относиться к обсуждению возможности легализации эвтаназии. Это аргументы, касающиеся того, что за просьбой об уходе из жизни у страдающего человека на самом деле может скрываться просьба о помощи. Если мы вспомним наше великое классическое произведение «Смерть Ивана Ильича» Толстого, то страдающий Иван Ильич обращал на себя внимание бесконечными жалобами и просьбами, но это не были просьбы, связанные с окончанием собственной жизни, — это были просьбы, связанные с попыткой обратить внимание на судьбу страдающего человека. И конечно, в условиях высокоразвитой и достаточной в плане ресурсного обеспечения медицины речь идет не только о финансировании, но и о доступности, о регламентации доступности средств, облегчающих страдания, и вопрос об эвтаназии обычно не возникает. И для многих исследователей разрешать или не разрешать эвтаназию — это вопрос не права, а это вопрос, ответ на который является своего рода лакмусовой бумажкой оценки гуманности общества, и в гуманном обществе вопрос о достоинстве человека, уходящего из жизни, не возникает. Под достоинством подразумевается то, что не нуждается в дополнительном обосновании, и, соответственно, не возникает никакого вопроса об эвтаназии как способе сохранения достоинства умирающего человека.
Страны, где официально разрешена эвтаназия
Разберемся где и в каких странах официально разрешена эвтаназия — мы подготовили полный список стран разрешающих легальный уход людей из жизни.
Совсем небольшое количество государств согласно дать человеку право распоряжаться своей жизнью так, как он хочет. Впрочем, если у тяжелобольного есть финансовые возможности, то он вправе уехать туда, где ассистированный уход из жизни закреплен на законодательном уровне.
В каких странах полный список
В каких странах в каких странах разрешена легализована и узаконена эвтаназия людей полный список:
- Бельгия легализовала «хорошую смерть» в 2002 году;
- в том же 2002 году узаконили эвтаназию Нидерланды;
- в Швейцарии есть несколько учреждений, где можно сделать эвтаназию даже для иностранцев;
- несколько штатов США также разрешают оказание медицинской помощи в проведении самоубийства;
- с 2009 года «легкую смерть» узаконили в Люксембурге;
- Канада присоединилась к государствам, в которых возможно проведение ассистированной смерти, в 2016 году.
Пассивная эвтаназия есть и в других странах включая и Европу. Она не разрешена, но и не запрещена:
Пока мало где можно, но зачастую многие страны думают об этом. Например Канада приняла закон в 2016 году.
Стоимость добровольного ухода из жизни
При обсуждении вопроса о «хорошей смерти», нужно знать и то, сколько стоит эвтаназия и где разрешена ее организация: в больнице или возможно ее проведение на дому. Так, примерная стоимость проведения ассистированной смерти в Швейцарии составляет 4000 евро. Там существует несколько организаций, которые сопровождают больного с самого его приезда в страну, оказывая всю необходимую помощь: как юридическую, так и лечебную. В Бельгии, например, стоимость самой процедуры уже включена в пакет страховки гражданина, остается лишь купить набор стоимостью около €60(примерная цена 70$).
Эвтаназия в зарубежных странах мира: процедура
Важно знать, как происходит эта процедура в разных странах. Например, в Бельгии пациент, страдающий от неизлечимого заболевания, должен дважды подать заверенную нотариусом просьбу. Это заявление рассматривается специальной комиссией около 3 месяцев. Она должна проверить всю медицинскую документацию, ход лечения, выяснить, точно ли нет больше никаких методик, которые могли бы улучшить состояние пациента. В случае, если действительно сделать ничего нельзя, комиссия выносит заключение, которое впоследствии рассматривается судьей и другими специалистами. Если же и суд подтверждает решение комиссии, то больному сообщают, что его просьба подлежит удовлетворению. Кстати, у пациента есть право отказа.
Сама процедура эвтаназии достаточно проста: лекарство вводится путем постановки венозного катетера. Смертельная инъекция распространена и в других странах.
Ассистирование в смерти детей
Отдельного обсуждения заслуживает детская эвтаназия: в каких странах легализована, условия ее осуществления. Впервые в мировой практике умерщвление тяжелобольного ребенка было проведено в Бельгии. Ему было 17 лет, и, как говорят представители медицинской комиссии, это был исключительный случай, поскольку основными условиями проведения этой процедуры являются:
- понимание ребенка, что будет происходить с ним;
- документальное согласие на это его законных представителей.
Также следует отметить, в каких странах разрешена детская эвтаназия. На данный момент основным государством, где возможно проведение ассистированной смерти, является Бельгия. С 2002 года там действует закон, в соответствии с которым разрешена медицинская помощь по уходу из жизни больным, страдающим от неизлечимых заболеваний, а в 2014 году был подписан и правовой акт, закрепляющий возможность проведения «хорошей смерти» и для детей. Нельзя сказать, что в нем все однозначно, поскольку есть ряд нерешенных процедурных моментов, как то: что делать, если один из родителей или опекунов не согласен, но имеется выраженное согласие на это самого ребенка; как можно точно определить уровень понимания несовершеннолетнего и многое другое. Проведение эвтаназии с 12 лет также возможно и в Нидерландах.
Интересно: в более чем 200 аптеках Бельгии продают специальный набор для совершения эвтаназии, рецепт на который может выписать только лечащий врач с указанием точной дозировки смертельного вещества.