Транспортировка пострадавших подручными средствами: подготовка, общие правила
Все способы транспортировки пострадавших
Травмирования, сопровождающиеся переломами костной ткани и ушибами внутренних органов, требуют грамотной и щадящей транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение. Любое неосторожное или неправильное движение способно причинить серьезный вред больному, сведя к минимуму все усилия неотложной помощи.
Из нашей статьи вы узнаете, какие существуют способы транспортировки пострадавших в зависимости от травмирования, а также как их правильно осуществить.
Виды и способы транспортировки
Транспортировка пострадавших предусматривает работу специально подготовленного медицинского персонала. Однако в экстренных ситуациях, когда подъезд машины скорой помощи к месту происшествия невозможен, спасатели должны самостоятельно доставить больного в больницу.
Перед транспортировкой пострадавшего следует учесть несколько важных факторов:
- Определить способ перемещения больного;
- Подготовить раненого и специализированные приспособления к перемещению;
- Выбрать наиболее удобный маршрут;
- Обеспечить безопасность пострадавшему;
- Осуществлять постоянный контроль за функционированием жизненно важных систем и органов пациента;
- Определить метод погрузки больного в транспортное средство.
Выбор метода транспортировки пострадавшего основывается на виде и локализации травмирования, общем состоянии пациента.
Самостоятельная транспортировка пациента в медицинское учреждение разрешена только в 2 случаях:
- Место, где произошло травмирование, несет потенциальную угрозу для жизни пострадавшего и спасателя;
- Машина скорой помощи не может подъехать к месту, где произошел несчастный случай.
В зависимости от обстоятельств, которые вызвали травму, выделяют следующие виды транспортировки, особенности которых представлены в таблице.
Если ситуация не требует экстренного переноса пациента из опасного для его жизни места, нужно воспользоваться правилами перемещения пострадавших, о которых мы расскажем ниже.
Общие положения по транспортировке
Прежде чем начинать перемещение пациента, нужно внимательно изучить его состояние:
- Проверьте наличие сознания;
- Оцените показатели пульса и дыхания (по возможности и артериального давления);
- Осмотрите голову, область позвоночника и грудной клетки больного на предмет повреждения.
Если есть подозрения о травмировании мозга, позвоночника и спинного мозга самостоятельно перемещать пострадавшего можно только в экстренных ситуациях! Если без транспортировки обойтись нельзя, постарайтесь бережно отнести больного в машину в той позе, в которой он находился ранее.
Несмотря на важные различия в способах и правилах перемещения пострадавшего, существует несколько общих принципов транспортировки:
- При травмировании шейного отдела позвоночника голову и шею больного обездвиживают (иммобилизуют);
- При наличии других локализаций травм пострадавшему поворачивают голову на бок и в таком положении везут до медицинского учреждения;
- При обширной кровопотере больного укладывают так, чтобы ноги находились выше уровня головы;
- Если пострадавшего нужно поднять вверх по лестничному пролету или внести его в машину, носилки располагают так, чтобы голова больного находилась впереди;
- При спуске по лестнице и выносе из автомобиля положение носилок меняют: ноги больного должны быть впереди.
Спасатели располагаются по два человека на каждый край носилок. Те, кто идут впереди, следят за дорогой и предупреждают о препятствиях на ней. Один из помощников, который должен нести ножной конец носилок, контролирует состояние пострадавшего и сообщает о его изменениях и необходимости остановки.
Рассмотрим, в каком положении тела транспортируется пациент при различных локализациях повреждений.
Травмы, сопровождающиеся повреждениями черепа и головного мозга, требуют транспортировки в лежачем положении на спине!
В положении лежа на боку перемещение осуществляется при таких повреждениях и проявлениях травм:
- Непрекращающиеся приступы рвоты;
- Пациент находится в бессознательном состоянии;
- При ожоговых или проникающих повреждениях спины, бедер или ягодиц.
В положении сидя или полусидя располагают пострадавших со следующими локализациями травм:
- Травмирование шеи;
- Повреждения грудной клетки;
- После утопления;
- Переломы костной ткани рук или ключицы.
Положить пациента на спину, с ногами, согнутыми в коленных суставах или слегка приподняв их, нужно в следующих случаях:
- Повреждение брюшины;
- Подозрение на возможное кровоизлияние внутренних органов;
- При значительной потери крови.
В позу «лягушки» (человек лежит на спине, его ноги раздвинуты, а под ними находится валик) пострадавшего кладут при таких повреждениях:
При любых травмах позвоночника переноска осуществляется только на твердой поверхности, например, на деревянном щите.
Во время транспортировки и подготовки к ней нужно все время следить за пострадавшим. В случае ухудшения его самочувствия, перемещение прекращают, останавливаются и оценивают работу жизненно важных систем: проверяют пульс и дыхание. Если они отсутствуют, начинают действия реанимационного характера до приезда медицинского работника или восстановления жизнедеятельности пострадавшего.
Незначительные повреждения
Когда повреждения незначительные и пострадавший может самостоятельно передвигаться, используют такие способы транспортировки.
Пациент одной рукой может опираться на предложенную ему палку, а другой обхватывает спасателя. Сопровождающий должен постоянно поддерживать больного за талию или грудь.
Если помощь оказывает один человек и использовать носилки нет возможности, при удовлетворительном состоянии и общем самочувствии больного используют метод «волокуши». Пострадавшего кладут на плащ-палатку или другой крепкий материал, одной рукой берутся за край материала, закидывают его на плечо, а другой обхватывают получившееся крепление.
В таких условиях, когда переноску на носилках осуществить нет возможности, используют крепкую лямку. С ее помощью делают импровизированное сидение, которое размещают на спине у спасателя. В случае наличия двух сопровождающих применяют крепления лямки на плече у каждого спасателя, а пострадавшего усаживают в получившиеся «качели».
Особые случаи
Раненые с незначительными кровотечениями и переломами мелких костей обычно переносят транспортировку хорошо. Тем не менее, перед их перемещением нужно обработать раны и предложить анальгетические средства.
Однако в тех случаях, при которых травма сопровождается обильной кровопотерей или переломами больших участков костной ткани, возможно развитие травматического шока. Это опасное состояние, при котором транспортировка невозможна! Перемещение раненого осуществляется только после приведения его в чувство и восстановления жизненно важных функций организма: сердцебиения, дыхания, нормализации артериального давления.
Особого внимания требуют ранения или травмы черепа. В этом случае определить тяжесть повреждения крайне сложно. Поэтому при переносе на носилках нужно предусмотреть полное обездвиживание головы. Иммобилизация достигается за счет «баранка», сделанного из бинта и марли, которым обкладывают область шеи. Можно использовать детский надувной круг или любые вещи, находящиеся под рукой.
Пострадавшие с ранениями черепа, раненые с внутренним кровотечением госпитализируются только в положении лежа на спине!
Транспортировка пострадавших с ранениями головы проводится в положении лежа на боку только в 3 случаях:
- Травмирование находится в области затылка;
- У раненого открылась рвота;
- Пострадавший без сознания.
Открытые раны нужно обработать, наложив на них антисептическую повязку!
В случае обширных открытых переломов, когда обломки костной ткани находятся над кожным покровом, конечности необходимо оставить в том же положении, в котором они находятся после травмы.
Самостоятельно вправлять обломки костей нельзя!
Если транспортировка проводится при минусовых температурах, независимо от вида травмирования пострадавшего нужно укрыть теплым одеялом, так как возникшее переохлаждение может привести к серьезным осложнениям.
Транспортировка пострадавших подручными средствами
Транспортировка пострадавших — одна из важнейших задач при серьезных травмах или при подозрении на них. Перемещение, выполненное без соблюдения ряда правил, может усугубить состояние пострадавшего, заставив его испытывать мучительную боль или став дополнительным повреждающим фактором.
Поэтому врачи единодушны в своем мнении: лучше всего, чтобы транспортировкой серьезно пострадавшего человека занимались специалисты. Поэтому оптимальный вариант — вызвать «скорую помощь». Однако, возможно это не всегда.
Самостоятельно транспортировать пострадавшего рекомендуется в тех ситуациях, когда возможности связаться с профессиональными медиками нет или они не могут добраться до места инцидента. Также вывезти травмированного следует в том случае, если существует непосредственная опасность для жизни — то есть, если пострадавший находится в задымленном или горящем помещении, в зоне разрушения и т. д. В этих случаях пострадавшего действительно придется транспортировать своими силами и подручными средствами.
Такая транспортировка называется экстренной. При ней часто пренебрегают комфортом пациента, поскольку основная задача — спасти ему жизнь.
Также возможен вариант краткосрочной транспортировки — ситуации, когда люди, находящиеся рядом с пострадавшим, должны перевезти его на не слишком большое расстояние, чтобы человек мог получить профессиональную помощь. В этом случае стараются выбрать оптимальный способ перемещения пострадавшего, чтобы не причинить ему дополнительной боли и дискомфорта.
Подготовка к транспортировке
К транспортировке с использованием подручных средств следует должным образом подготовиться.
Прежде всего, пострадавшего осматривают, чтобы выяснить характер травм. Интересовать в первую очередь должно состояние позвоночника, головы, шеи, тазовой области и живота, а также конечностей. Необходимо убедиться, что человек находится в сознании. В том случае, если пострадавший в бессознательном состоянии, следует проверить пульс и дыхание.
Общие правила перемещения пострадавших подручными средствами
В зависимости от характера травм и их тяжести, существует несколько общих принципов, которых необходимо придерживаться при перемещении пострадавших:
- В случае травмы шейного отдела позвоночника перед транспортировкой необходимо провести иммобилизацию головы и шеи пострадавшего. В остальных случаях пострадавшего необходимо перевозить, повернув его голову набок. Таким образом удастся избежать западения языка и асфиксии, а также попадания в дыхательные пути рвотных масс.
- В том случае, если пострадавший потерял много крови, помещают его таким образом, чтобы ноги во время транспортировки были расположены выше, чем голова. Это необходимо, чтобы гарантировать приток крови к головному мозгу.
- Во время подъема по лестнице пострадавшего необходимо нести вперед головой. Если по лестнице спускаются, то травмированного несут ногами вперед.
- Если пострадавшего транспортируют несколько человек, то тот, кто идет впереди, выполняет обязанности главного. Он должен следить за дорогой, своевременно информируя обо всех возможных препятствиях. Также ему следует координировать действия остальных спасателей. Важно, что остальным при этом этом не следует двигаться в ногу. За состоянием пострадавшего в этом случае должен следить тот, кто идет сзади.
Выбор положения для транспортировки пострадавшего
- Человека необходимо расположить на боку в том случае, если он: находится без сознания; получил ожог или травму задней стороны тела (спина, задняя часть бедер); мучается приступами рвоты.
- В сидячем или полуcидячем положении должен при транспортировке находиться человек с: травмами шеи и грудной клетки; переломами верхних конечностей или ключицы.
- В положении лежа на спине с приподнятыми ногами транспортируют: при травмах брюшной полости; в случае значительной потери крови; при подозрении на внутреннее кровотечение.
- В так называемой «позе лягушки» (на спине, с чуть-чуть раздвинутыми ногами, причем, под колени подкладывается валик) следует перемещать пострадавшего: при травме позвоночника или повреждении спинного мозга; при переломе костей таза.
Во время транспортировки необходимо постоянно следить за тем, в каком состоянии находится пострадавший. Если человеку внезапно стало хуже, следует немедленно остановиться и начать применять реанимационные меры (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). Продолжать мероприятия следует до тех пор, пока состояние пострадавшего не улучшится.
Способы переноски и транспортировки пострадавших подручными средствами
Способ транспортировки пострадавшего зависит от того, в каком состоянии он находится и насколько серьезны полученные им травмы. Также следует учитывать количество тех, кто может помочь в перемещении больного, и их физические параметры (силу и выносливость).
Бывают ситуации, когда в распоряжении не оказывается ни носилок, ни лямок, ни другого специального снаряжения, которое могло бы использоваться для того, чтобы перевезти получившего травму человека. В этом случае использовать приходится подручные средства. Ниже речь пойдет лишь о некоторых способах подобной транспортировки.
Самодельные носилки-волокуши из шестов
Для изготовления носилок из шестов понадобятся две длинные жерди. Их слегка сгибают над паром и кладут параллельно друг другу. К этому основанию привязывают горизонтальные перекладины (как ступеньки у лестницы). Для того, чтобы конструкция была более жесткой и надежной, укрепить ее можно также диагональными перекладинами.
Носилки-волокуши из веток
Волокуши можно изготовить также из веток. Оптимальным вариантом будут крупные еловые лапы. Комлевые части веток будут в этом случае тягами, а пострадавшего укладывают на «веер» волокуши, предварительно проложив его либо теплыми вещами или одеялами, либо дополнительным слоем веток.
Волокуши из брезента или полиэтилена
В том случае, если даже простейшие носилки изготовить невозможно, пострадавшего можно транспортировать на волокушах из куска брезента или полиэтилена. Такой способ будет «работать» на снегу, траве или песке.
По углам к брезенту или сложенному в несколько раз полиэтилену привязываются веревочные петли. На полотнище укладывают теплые или мягкие вещи, пострадавшего, завернутого в одеяла, помещают на полотнище, подкладывают под голову валик и плотно заворачивают, создавая своеобразный кокон. При этом важно, чтобы петли не стягивали пострадавшего.
Тащить такой кокон могут два и более человека, еще один должен подстраховывать.
Носилки из курток (штормовок)
Для того, чтобы переместить пострадавшего на не слишком значительное расстояние, подойдут носилки, сделанные из штормовок. В рукава двух курток просовывают любые длинные шесты, также шесты привязывают в изголовье и в ногах, чтобы конструкция получилась более жесткой.
Веревочные носилки
В том случае, если под рукой имеется веревка, ее можно использовать для того, чтобы изготовить надежные и относительно комфортные носилки. Примите во внимание, что веревочными носилками нельзя пользоваться при подозрении на перелом позвоночника или основания черепа!
Также учитывайте, что для того, чтобы изготовить простейшие веревочные носилки, вам понадобится ровная площадка. Оптимальным вариантом для изготовления носилок будет веревка длиной пятьдесят метров. Начиная с ее середины, следует выложить на земле от шести до десяти петель по обе стороны. Эти петли должны быть расположены достаточно близко друг от друга, а их ширина должна быть около шестидесяти сантиметров. Крайне важно, чтобы конфигурация и размер всех петель были одинаковыми.
После того, как петли выложены, каждым концом веревки следует обвести дугу для ручки и расположить концы вдоль противоположной стороны. На свободном конце веревки делается так называемый выбленочный узел, в который продевается кончик петли. Этот процесс повторяется для каждой петли по обе стороны будущих носилок.
Свободные концы веревки обводят вокруг торцов будущих носилок и продевают в петли узлов. Продолжать процесс необходимо, пока не будет использована большая часть веревки. После этого концы связывают, петли в узлах подтягивают, а сами узлы затягивают. В итоге получается основа носилок. На нее укладывают одежду, чтобы пострадавшему было комфортнее и он не проваливался в ячейки.
Еще один способ плетения носилок можно использовать, если кроме веревки есть еще и шесты. Длина каждого из них должна составлять около трех метров, а диаметр по пять-шесть сантиметров. Кроме того, в этом случае понадобятся еще три перекладины по 60 сантиметров длиной и по три сантиметра диаметром.
Перекладины с шестами связывают между собой, причем, в местах присоединения перекладин на шестах следует сделать небольшие канавки. В изголовье к шестам привязывают две параллельных перекладины, а в районе ног — одну.
Для оплетки понадобится как минимум двадцать метров веревки.
Веревочные сиденья
В том случае, если пострадавший находится в состоянии, при котором возможна транспортировка в сидячем положении, можно изготовить из веревки седло, с помощью которого переносить человека может как один носильщик, так и двое. В зависимости от того, сколько человек будет принимать участие в транспортировке, веревку сматывают в кольца длиной либо от сорока до шестидесяти, либо до 90 до 110 сантиметров. Пострадавшему надевают кольца на бедра, а тому, кто его будет нести — на плечи. Чтобы пострадавший не выпал, его подстраховывают специальной петлей. В том случае, если носильщиков будет двое, петли перекрещивают «восьмеркой», после чего носильщики надевают их на плечо, а пострадавшего размещают на перекрестье.
Рюкзак с палкой
При незначительных травмах нижних конечностей для транспортировки находящегося в сознании пострадавшего можно использовать рюкзак с палкой. Для этого из рюкзака вынимают все вещи, а в его лямки продевают палку длиной около метра. Рюкзак надевают на спину. Пострадавшего размещают на палке в сидячем положении, а за плечи он обнимает носильщика. Чтобы палка не давила на бедра и спину несущего, ее предварительно оборачивают мягкой одеждой.
Рюкзак
Для транспортировки пострадавших маленького роста можно использовать сам рюкзак. Для этого его боковые швы распарываются на расстоянии приблизительно в тридцать сантиметров от дна. Ноги пострадавшего продевают в отверстия, чтобы рюкзак оказался «надет» на него, словно брюки. На уровне груди рюкзак фиксируют. Достоинство такого способа транспортировки в том, что осуществить его может один человек.
Бухта веревки
При наличии веревки ее можно маркировать в бухту, длина которой должна быть чуть больше метра. Бухту разворачивают и подводят ее под бедра пострадавшего. Тот, кто будет его нести, продевает руки в верхнюю раздвоенную часть и надевает ее на плечи, как лямки рюкзака.
В том случае, если в транспортировке примут участие двое, веревку маркируют в бухту диаметром около полутора метров. Раздвоенную бухту носильщики надевают на плечи, а в переплетении размещают пострадавшего. Чтобы не выпасть, он должен придерживаться за плечи носильщиков.
Транспортировка пострадавших
Транспортировать пострадавшего своими силами приходится в следующих ситуациях:
- Непосредственная опасность для жизни там, где произошла травма. Например, если пострадавший находится на железнодорожном полотне, в горящем здании, задымленном помещении, здании, которое может в любой момент обрушиться и т.п.
- Нет возможности приехать скорой помощи.
Всего выделяют три вида транспортировки:
- Экстренная. Проводится при наличии непосредственной угрозы жизни, максимально быстро, используется любой подходящий способ удаления человека из опасной зоны в ближайшее безопасное место. Такая транспортировка может быть весьма травматичной для пострадавшего, но целью является спасение жизни человека, поэтому правилами перемещения пострадавших в данном случае пренебрегают;
- Краткосрочная. Осуществляется своими силами людей, находящихся рядом с пострадавшим. В данном случае есть необходимость выбирать оптимальный метод перемещения пострадавшего с тем, чтобы по возможности не причинить ему дискомфорта, не усилить болезненные ощущения, не нанести вторичную травму. Как правило, в данном случае транспортировка осуществляется не слишком далеко, а до ближайшего места, где человеку могут оказать профессиональную помощь или где он может ее дождаться в безопасной обстановке;
- Длительная. Транспортировка силами и средствами специалистов, максимально удобная и безопасная для пострадавшего. Обычно проводится после оказания первой медицинской помощи на месте и обезболивания.
В том случае, когда нет возможности приехать скорой помощи, длительную транспортировку приходится осуществлять силами окружающих.
Рекомендации, о которых пойдет речь дальше, предназначаются для краткосрочной транспортировки, так как в условиях современной жизни, как правило, от неспециалистов требуется именно она.
Подготовка к транспортировке пострадавших
Готовясь транспортировать человека, нуждающегося в помощи, следует иметь в виду:
- Пострадавшего необходимо внимательно осмотреть, чтобы составить представление о характере травм. Следует оценить состояние позвоночника, головы, шеи, грудной клетки, живота, тазовой области и конечностей. Убедитесь в том, что человек находится в сознании, если он без сознания, нужно проверить пульс и дыхание;
- Если есть подозрение на тяжелый характер травм, множественные сочетанные травмы, пострадавшего нужно транспортировать лишь в крайнем случае, если нет надежды на приезд скорой помощи. При таких травмах перемещать пострадавшего следует по возможности в той позе, в которой он находится.
Общие правила перемещения пострадавших
Правила и способы перемещения пострадавших могут различаться в зависимости от характера травм (кровопотеря, переломы и т.д.), однако есть несколько общих принципов:
- При транспортировке человека с травмой шейного отдела позвоночника его голову и шею иммобилизуют, т.е. фиксируют, чтобы препятствовать движению. Во всех остальных случаях пострадавшего транспортируют с головой, повернутой набок. Это необходимо, чтобы избежать попадания рвотных масс в дыхательные пути, а также асфиксии вследствие западения языка;
- Человека с большой кровопотерей перемещают таким образом, чтобы его ноги находились выше головы. Такое положение обеспечивает приток крови к головному мозгу;
- При подъеме по лестнице, а также при помещении в транспортное средство пострадавшего несут вперед головой, при спуске и выносе из транспорта – вперед ногами;
- Тот, кто несет пострадавшего впереди, назначается главным, его задача – внимательно следить за дорогой, замечать препятствия и руководить перемещением, координируя действия остальных спасателей (пример команды: «на счет три поднимаем носилки – раз, два, три!»). При этом спасателям категорически запрещается двигаться «в ногу»;
- Тот, кто несет пострадавшего сзади, следит за его состоянием, и в случае ухудшения предупреждает остальных о необходимости остановки.
Виды транспортировки пострадавших в зависимости от травмы и состояния
- Устойчивое положение на боку. В такой позе должны перемещаться пострадавшие в случае:
а) приступов рвоты;
б) нахождения в бессознательном состоянии;
в) при ожогах или иных непроникающих травмах задней стороны тела (спина, ягодицы, задняя часть бедер); - Сидячее или полусидячее положение применяется в таких ситуациях:
а) травмы шеи;
б) травмы грудной клетки;
в) переломы ключицы, рук; - Положение лежа на спине с приподнятыми ногами:
а) травмы брюшной полости;
б) подозрение на внутреннее кровотечение;
в) наличие большой кровопотери; - Положение лежа на спине со слегка раздвинутыми ногами и подложенным под колени валиком («поза лягушки»):
а) при травмах позвоночника, повреждении спинного мозга или подозрении на подобную травму;
б) при переломе костей таза или подозрении на него.
При транспортировке необходимо постоянно следить за состоянием пострадавшего, помня о том, что оно в любой момент может ухудшиться. В случае если это произойдет, необходимо остановиться и начать проводить реанимационные мероприятия (дыхание «рот в рот», «рот в нос», непрямой массаж сердца). Реанимацию проводят до появления врача или до восстановления дыхания и пульса.
Транспортировка пострадавшего подручными средствами
Описанные в предыдущем разделе технические средства при отличном владении приемами их использования могут помочь малочисленной группе самостоятельно эвакуировать пострадавшего из опасного места или даже провести полный цикл спасательных работ. Однако в тех случаях, когда возможна быстрая доставка к месту аварии штатных спасательных средств, особенно если состояние пострадавшего тяжелое и диагноз неясен, всегда лучше воспользоваться ими. Основной принцип — не навредить и не усугубить — должен в первую очередь учитываться при спасательно-транспортировочных работах. Тем не менее каждый альпинист должен владеть навыками использования подручных средств и постоянно их совершенствовать.
Ниже мы остановимся на некоторых технических вопросах проведения спасательных, и в первую очередь транспортировочных, работ подручными средствами.
Итак, в группе произошел несчастный случай, есть пострадавший, которого решено собственными силами эвакуировать в безопасное место. В зависимости от того, по какому рельефу проходит транспортировка, выбираются способ ее, средства страховки пострадавшего и транспортировщиков.
Назовем простейшие средства для переноски пострадавшего, которые можно быстро подготовить силами членов группы.
Носилки из штормовок. При наличии лыж, лыжных палок, шестов из двух штормовок, в рукава которых просунуты эти длинные предметы, получаются вполне пригодные для транспортировки по несложному рельефу носилки. Для придания им поперечной жесткости в изголовье и ногах привязывают два ледоруба. Способ привязки ледорубов показан на рис. 29, ж.
Веревочные носилки. Если предполагается спуск или подъем пострадавшего на веревке, носилки вяжутся из свободной веревки. Существует несколько способов вязки их: крестовые носилки — плетенки, носилки-корзина, носилки на узлах проводника (Пиготт). Транспортировка таких носилок заметно облегчается, если в петли продеть длинные шесты, при этом сокращается и число носильщиков в одной смене.
Очень удобные простые носилки, так называемые носилки Пиготт, вяжутся следующим образом: оставляют конец из 5 м свободной веревки; затем вяжут серию из 8 узлов проводника длиной около 90 см каждая; далее резервируют достаточное количество веревки для изготовления наплечных лямок; оставшийся свободный конец продевают в петли, как показано на рис. 35, а. Неиспользованную веревку можно продеть в центральные петли, чтобы носилки можно было придерживать сбоку.
Носилки с пострадавшим крепятся к основной веревке в пяти точках. Иногда их можно крепить с помощью палки или ледоруба. Для удобства пострадавшего голову подвязывают специальной петлей или платком (рис. 35, б).В носилки (кроме носилок-корзины) обычно укладывают, спальный мешок или личные вещи пострадавшего.
Ни в коем случае нельзя пользоваться веревочными носилками при подозрении на перелом позвоночника или основания черепа!
При спуске-подъеме носилок с сопровождающим тот готовит себе сиденье-петлю и привязывается непосредственно к основной веревке, а лучше — на отдельной веревке, чтобы иметь достаточную свободу передвижений.
Веревочные сиденья. Если состояние пострадавшего допускает транспортировку по несложному рельефу в сидячем положении, можно из веревки сделать седло для переноски одним или двумя носильщиками. В зависимости от числа носильщиков веревка сматывается в кольца длиной 40-60 или 90-110 см. В первом случае смотанная веревка разделяется на две части, как показано на рис. 29, б. Пострадавший надевает кольца на бедра, а спасатель — на плечи. Чтобы пострадавший не выпал из седла при резких наклонах, его подстраховывают за спину специальной петлей. Для переноски на веревке двумя носильщиками петли из смотанной веревки перекрещиваются восьмеркой, и носильщики надевают петли через плечо. Пострадавший садится между ними на перекрестье петель (см. рис. 29).
Вместо веревки в двух последних случаях могут использоваться системы для обвязки. При переноске вдвоем делают большую петлю из двух поясов.
В случаях, когда веревку или пояс использовать нельзя, для переноски пострадавшего и даже для спуска его по стене применяют рюкзак. Рюкзак надевают наоборот, клапаном вниз, лямки максимально вытягивают, и пострадавший садится в рюкзак. Способ пригоден для переноски невысоких, “малогабаритных”, пострадавших. Страховочная петля при этом обязательна. Гораздо удобнее чувствует себя пострадавший, если в рюкзаке по швам специально прорезаны дыры для ног.
В комплекте личного снаряжения альпинистов, идущих на маршруты III категории трудности, обязательна беседка, сблокированная с грудной обвязкой. Если она почему-то отсутствует, для спусков и подъемов можно использовать беседки на конце веревки. При подъеме пострадавшего полезны специальные двойные (рис. 36, а) и карабинные (рис. 36, б) ролики, а для индивидуального самостоятельного подъема — различные зажимы типа “Жумар”.
Транспортировать по пологому рельефу и тропам можно на носилках из шестов или жердей, а при ограниченном числе носильщиков — на носилках-волокушах, которые может тащить один человек. От обычных носилок волокуша отличается тем, что шесты для нее выбираются более длинные (порядка 4-5 м) и к ним подвязываются амортизаторы из длинных веток.
Для транспортировки по снегу волокуша может быть сделана из палатки. Описанные выше веревочные носилки также могут использоваться в качестве волокуши; при этом под веревочную плетенку подвязывают палатку, хлорвиниловую пленку или что-либо подобное для предохранения веревки.
При транспортировке по тропам и травянистым склонам страховка пострадавшего и спасателей осуществляется поддержкой сбоку. В узких и стесненных местах носилки передаются на руках от одной пары носильщиков к другой. Если пострадавшего переносят один или двое спасателей, их подстраховывают и поддерживают остальные члены группы.
При транспортировке по крутому рельефу, на скалах, где требуется страховка, налаживают места пересадок или удлинения веревки, страховочные и тормозные системы, описанные выше.
Однако если необходимо срочно эвакуировать пострадавшего в безопасное место на небольшое расстояние, спустить или поднять на одну веревку и для этого имеются хотя бы три-четыре человека, можно, не налаживая сложных тормозных систем, “бурлацким способом” осуществить эту несложную операцию, применяя в качестве тормоза, например, восьмерку или просто удерживая или вытягивая веревку вручную. Вручную можно натягивать и веревочные дороги через трещины.
Основное внимание при этом надо уделить страховке пострадавшего и спасателей, позаботиться о надежной страховке на конечном пункте, предусмотреть все меры безопасности от самых элементарных (не находиться под транспортируемым) до более серьезных (обезопасить путь и места, куда транспортируется пострадавший). К сожалению, в спешке иногда пренебрегают страховкой, что приводит к печальным последствиям.
В случае транспортировки по крутым мокрым травянистым склонам, когда организация надежной страховки затруднена, нелишними могут оказаться забитые прямо в травянистый склон ледорубы или ледовые крючья.
При транспортировке в рюкзаке пострадавший обязательно подстраховывается петлей из репшнура к носильщику. При спуске или подъеме на двух веревках одну из них желательно использовать в качестве страхующей.
Особо следует подчеркнуть важность организации максимально возможных удобств для пострадавшего, включая и чисто бытовые (утеплить, напоить, накормить).
3.8. Транспортировка пострадавших
Неотъемлемой и очень важной составляющей всего комплекса ПСР при ликвидации последствий любой ЧС является транспортировка пострадавших, жизнь и здоровье которых во многом зависят от ее своевременного и профессионального выполнения.
Самостоятельно в сопровождении спасателя
Способы и средства транспортировки определяются с учетом конкретных условий и ситуаций, в том числе характера ЧС, местонахождения пострадавших, степени травмирования, наличия специальных, подручных средств и расстояния транспортировки. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавших, развитию болевого шока.
Транспортировка пострадавших может осуществляться вручную одним или несколькими спасателями, с использованием специальных приспособлений и подручных средств или без них, по горизонтальным, наклонным, вертикально расположенным поверхностям, в разных средах (воздух, вода, сыпучие материалы), при наличии опасных и вредных веществ. В ряде случаев транспортировку проводят с использованием автомобильного, авиационного, железнодорожного, водного, гужевого транспорта. Основными операциями при транспортировке пострадавших являются следующие:
- определение способа транспортировки;
- подготовка пострадавших, специальных и подручных транспортных средств;
- выбор маршрута;
- разработка мероприятий по обеспечению безопасности пострадавших и спасателей при транспортировке;
- преодоление препятствий, контроль за состоянием пострадавших, организация отдыха;
- погрузка пострадавших в транспортные средства.
Пострадавших транспортируют в положении лежа на спине, на животе, на боку, сидя. При этом голова может быть приподнята или опущена, ноги, руки выпрямлены или согнуты. Для этих целей используются мягкие валики.
Ниже представлены основные способы транспортировки пострадавших.
Один из распространенных и хорошо зарекомендовавших себя способов транспортировки пострадавших — использование носилок.
Положение пострадавшего при транспортировке:
а — на спине; б — на спине с ногами, согнутыми в коленных суставах; в — на спине с приподнятыми ногами и опущеннной головой; г — на животе; д — фиксированно-стабилизированное положение на боку; е — положение полусидя; ж — то же, с ногами, согнутыми в коленных суставах
На спине — На руках — На плечах
С помощью лямки
Правильное положение носилок:
а — при подъеме; б — при спуске
Носилки бывают штатными (медицинскими) или самодельными (импровизированными). Для изготовления последних необходимо взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0 м, закрепить между ними плотную ткань, пальто, шинель, веревку.
Нести пострадавшего на носилках могут два, три, четыре человека, при этом необходимо идти не в ногу, осторожно, не раскачивать носилки, постоянно следить за правильным (горизонтальным) положением носилок в местах подъема и спуска. Пострадавшего укладывают на носилки следующим образом. Один спасатель подводит руки под голову и спину, другой — под таз и ноги, одновременно поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего обычно ногами вперед. Для преодоления препятствий (оконный проем, разрушенная стена, ограда) необходимо:
- поставить носилки на землю перед преградой;
- встать по обе стороны носилок и взяться за брусья руками;
- приподнять головной конец носилок и поставить его на преграду;
- одному спасателю преодолеть преграду;
- одновременно поднять и пронести носилки над преградой и опустить на нее ближние концы;
- преодолеть преграду другому спасателю;
- опустить носилки на землю, одновременно взять их и продолжить движение.
Таким же способом преодолеваются трещины, канавы, щели. В этом случае носилки ставятся на край препятствия. Для облегчения и удобства транспортировки используются специальные лямки.
В том случае, когда пострадавшего необходимо спустить на носилках с высоты, следует надежно закрепить его к носилкам. Спуск может осуществляться в вертикальном или горизонтальном положении.
Во время транспортировки спасатели должны постоянно следить за состоянием пострадавших (дыхание, пульс, поведение) и, если это необходимо, оказывать медицинскую помощь (искусственное дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание). При транспортировке на большие расстояния нужно отвести время для отдыха, принятия пищи и проведения гигиенических мероприятий.
В холодное время года следует принять меры для предупреждения охлаждения (укрыть пострадавшего плотной тканью, дать теплое питье, использовать грелку).
Важное значение для пострадавшего имеет уверенное поведение спасателей, его морально-психологическая поддержка.
При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших. Основным критерием при этом являются тяжесть повреждений и состояние человека.
В первоочередном порядке транспортируются дети и пострадавшие в бессознательном и шоковом состоянии, с внутренними кровотечениями, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами, синдромом длительного сдавливания, послеоперационные больные.
Затем транспортируются пострадавшие с закрытыми переломами, наружными кровотечениями.
Последними транспортируются пострадавшие с небольшими кровотечениями, ушибами, вывихами. Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется специальный медицинский или обычный транспорт.
Транспортировка пострадавших в грузовом транспорте осуществляется на носилках или непосредственно в кузове на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных, размещая их головой к кабине. На свободные места рассаживаются пострадавшие с незначительными травмами.
При транспортировке в кузове без носилок сначала необходимо насыпать в него балласт (землю, песок, солому). Поверх балласта укладывается мягкий настил (матрацы, ковры, стружка, поролон). Для защиты от дождя и снега кузов оборудуют тентом. Здесь же постоянно должен находиться медработник или спасатель.
Погрузка пострадавших в железнодорожные вагоны проводится через тамбур или окна. Сначала людей размещают на верхних, а затем — на нижних полках. Все пострадавшие группируются по тяжести травмы, в зависимости от этого определяется очередность погрузки.
Транспортировка водным и воздушным транспортом осуществляется с соблюдением описанных выше требований.
Инфекционных больных транспортируют таким образом, чтобы исключить возможность их контакта с окружающими.
Разгрузка пострадавших осуществляется несколькими спасателями.
Поза для транспортировки пострадавших определяется с учетом вида травмы и состояния пострадавшего.
Оптимальные позы транспортировки пострадавших в зависимости от травмы