Аутизм: классификация, причины, лечение

Виды аутизма

Что такое аутизм?

Определение аутизма — это сложная задача. Связано это с тем, что исследователи, ученые и медики не имеют достоверных фактов о причинах возникновения этого заболевания и не могут отследить процессы, которые приводят к развитию данного состояния. Но основной причиной является огромное многообразие проявлений, симптомов и форм аутизма. Именно в следствии этой особенности аутизм принято называть спектральным расстройством – Расстройством аутистического спектра (РАС), которое характеризуется нарушениями коммуникации, вербальных способностей, трудностями взаимодействия с окружающим миром, ограниченными интересами. Деление этого расстройства на детский аутизм и взрослый возможно весьма условно, поскольку аутичные черты сохраняются в человеке всю его жизнь, даже при условии полной абилитации.

Каждый случай аутизма уникален, и как говорят – «Если вы знаете одного аутиста – то вы знаете только одного аутиста». Несмотря на это, ученые, врачи, исследователи стараются выделить из колоссального разнообразия случаев схожие по степени выраженности проявлений и симптомам и объединить группы детей и взрослых в типы аутизма, для того чтобы поставить корректный диагноз и правильно расставить приоритеты для коррекционной работы.

Виды аутизма у детей и взрослых

Аутизм вынесен в отдельную группу общих расстройств психологического развития по Международной Классификации Болезней (МКБ) и имеет код F84. При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код. Именно клиническое описание аутизма и дало основания разделить его по видам, полагаясь на общие симптомы и проявления, степени аутизма у детей и взрослых:

  • Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство таких пациентов способны к активной коммуникации и социальной жизни, в том числе с использованием речи. Многие врачи испытывают затруднения с диагностикой, потому что высокая функциональность заслоняет проблему, а проявления болезни могут восприниматься как крайний вариант нормы или акцентуация личности.
  • Классический аутизм (синдром Каннера) отличается полнотой клинической картины, когда присутствуют отчётливые признаки аномалий в трёх сферах высшей нервной деятельности (социальное взаимодействие, коммуникация, поведение). По степени тяжести данный вид значительно колеблется – от лёгкой до максимально тяжёлой.
  • Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм): нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер. Имея подобный диагноз аутизма, дети имеют высокие шансы на успешное развитие и приближение к нормотипичной модели
  • Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
  • Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).

Данные типы аутизма имеют ценность для клинической диагностики. Однако для терапевтических целей, коррекционных задач и для специалистов, которые работают над улучшением качества жизни и приобретении навыков как социального характера, так и бытового плана, зачастую, не важен уточненный диагноз по МКБ, так он не является достаточно информативным о текущих проблемах пациента, стадии развития заболевания и его влияние на конкретного человека. Для упрощения работы в данной сфере принято разделять пациентов на следующие формы аутизма у детей и взрослых: высокофункциональный и низкофункциональный. Это определенная шкала, на одном конце которой дети с очень большим нарушениями, ярко выраженными симптомами, требующие помощи на протяжении всей жизни, а на противоположном — высокофункциональные, имеющие все шансы на самостоятельность и скомпенсированность в зрелом возрасте. Место ребенка или взрослого на этой прямой указывает терапевт, врач, аналитик, тем самым обозначая уровень и направление его развития.

Однако деление на данные типы аутизма вызвали резонанс в самом аутистическом обществе: невербальные люди по этой шкале относятся к низкофункциональным, однако с их мышлением, способностью коммуницировать с внешним миром все в полном порядке. Происходит это потому, что сам критерий функциональности глубоко ошибочен, поскольку основывается на ложной посылке, что видимое внешнее поведение равносильно интеллекту. Как бы банально это не звучало, нужно отходить от того, чтобы относиться к людям по их внешнему виду. Специалистам по аутизму следует предполагать разум в каждом без исключения.

Исходя из логических рассуждений, этическим соображением и все-таки необходимости классификации степени аутизма у детей и взрослых, в современном и прогрессивном обществе принято делить не на клинические формы, а на степени необходимости сопровождения – от полного и постоянного сопровождения человека, частичного опекунства, до полной самостоятельности.

Столкнувшись с диагнозом РАС, важно помнить, что уровни функциональности и сопутствующие симптомы могут меняться в процессе адекватной терапии. И не просто меняться – постепенно и выверено, но и переходить от тяжёлого к лёгкому.

Большинство исследований сходятся в том, что раннее вмешательство (до 3 лет) с поведенческой терапией, медикаментозной коррекцией (при необходимости), систематическими занятиями с коррекционными педагогами и комплексном подходе существенно повышают шансы ребенка на обычную жизнь наряду со сверстниками. Детский аутизм – это не приговор, а призыв к действию, а дети с аутизмом — просто дети, которым нужно больше заботы, внимания и любви.

Помните главное: диагноз и классификация по клинической форме, по степени аутизма у детей и взрослых, по функциональности или по необходимости сопровождения — это лишь только констатация состояния на данный момент, не определяющая дальнейшую судьбу.

Аутизм: классификация, причины, лечение

Общие характеристики аутистических нарушений.

Аутистические нарушения – это несколько групп нарушений, перечисленные в DSM-IV-TR под заголовком “Всеобъемлющие нарушения развития” [Pervasive Developmental Disorders]. Всеобъемлющие нарушения развития характеризуются серьезными и масштабными затруднениями в нескольких сферах развития одновременно: это навыки социального взаимодействия, навыки общения, стереотипное поведение, интересы и занятия.

К аутистическим нарушениям относятся три из пяти видов всеобъемлющих нарушений развития: аутизм, синдром Аспергера и всеобъемлющие нарушения развития без отдельного названия. Термин “аутистические нарушения” подразумевает, что эти три вида нарушений имеют общие характеристики, но вместе с тем и особые свойства, позволяющие их раздельную диагностику. Соответственно, степень нарушений бывает разной у каждого человека, которому поставлен диагноз “аутистические нарушения”.

Аутичное расстройство – autistic disorder

Синдром Аспергера- Asperger’s disorder

Дисинтегративный детский синдром- Childhood Disintegrative Disorder-CDD

Нетипичный PDD- Pervasive Developmental Disorder Not Otherwise Specified –

PDD -NOS.

F84.0 Детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм; инфантильный психоз; синдром Каннера)

F84.1 Атипичный аутизм (атипичный детский психоз; умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами)

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз; синдром Геллера; детская деменция; симбиотический психоз)

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера (аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста)

Социальные характеристики Характеристики общения

· Избегает смотреть в глаза.

· Не различает незнакомых людей и тех, кого видит каждый день, либо боится незнакомых людей.

· Имеет узкий диапазон эмоций (неадекватные проявления).

· Не любит игры типа “ку-ку”, “ладушки”.

· Не замечает других. Почти или совсем не пытается подружиться с другими.

· Редко заводит/поддерживает игру со сверстниками или присоединяется к группам.

· Плохо понимает общепринятые сигналы.

· Некстати смеется, хихикает или кричит.

· Плохо понимает, как другие чувствуют себя и выражают свои эмоции.

· Привязывается к людям с недостатками и со слабой игрой воображения.

· Испытывает необычные страхи или не боится реальной опасности.

· Неадекватно выражает свои эмоции.

· Недостаточно проявляет эмоциональную и социальную взаимность.

· Мало улыбается или имеет отсутствующее выражение лица.

· Не отзывается на свое имя или выглядит так, будто не слышит.

· Выглядит так, будто не замечает того, кто с ним говорит.

· Не бормочет, не агукает и т.д.

· Поздно начинает говорить.

· Эхолалия (повторяет услышанные слова или фразы мгновенно либо позднее).

· Раньше что-то говорил, а теперь перестал.

· Часто испытывает затруднения в имитации или использовании жестов и правильной мимики для общения.

· Затрудняется начать взаимодействие с другими.

· Не проявляет заинтересованности в общении с другими.

· Не имитирует или не демонстрирует функциональную и ролевую игру.

· Не показывает пальцем и не машет “до свидания”.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО АУТИЗМА
(по книге О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг “Аутичный ребенок. пути помощи”)

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Четвертая группа

Общая характеристика

Полная отрешенность от происходящего. Данная группа аутизма является самой тяжелой

Активное отвержение происходящего

Погружение в аутистические интересы

Имеются трудности в организации общения и взаимодействия с ребенком

Речь

Дети практически не говорят. При аффектах могут произнести короткие слова и однотипные фразы, отчего складывается впечатление, что они только частично понимают речь. Используют звуки неречевого характера: щебет, свист, бормотание

Характерны эхолалии. Например, всякий раз, когда ребенок голоден, он повторяет: «Кушать бутерброд», о себе говорит в третьем лице: «Вова идет гулять». Дети часто вообще предпочитают обходиться без речи, а свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет пальцем

Много говорят и часто цитируют целые страницы любимых литературных произведений. В общении собеседника не слышат, не склонны к диалогу. Речь смазана, тороплива, «говорит захлебываясь», в разговоре могут переставлять слова по смыслу. Речь отличается сложностью и интеллектуальностью, но нередко интонация не соответствует тексту. В разговоре смотрят на собеседника, но обращаются не к конкретному человеку, а к человеку вообще, не учитывая личности и интересов партнера по общению

Речь тихая, нечеткая. Ребенок в общении прибегает к речи и диалогу, но пересказ текста затруднен. Порой складывается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую его (по непонятной причине) ситуацию или образ

Поведение

Не реагируют на внешние раздражители: боль, холод, голод. Не проявляют испуга, даже в ситуациях, угрожающих их жизни. Не используют целенаправленного взгляда. Время проводят бесцельно, пассивно передвигаясь по комнате: лазают, карабкаются по мебели, бегают по очертаниям паркета. При попытке заставить обратить внимание на кого-либо или на что-либо возникает реакция самоагрессии

Аутизм проявляется как неприятие мира, если последний не укладывается в понимание ребенка. Моторно дети очень неловки. Складывается впечатление, что ноги и руки их не слушаются. Но иногда дети достигают большого мастерства в действиях определенного характера. Например, могут высокохудожественно нарисовать любимое животное, наиграть на пианино музыкальное произведение. Мышление буквально, не символично, указание на наличие подтекста вызывает напряжени

«Книжные» дети, рано набирают знания и словарный запас по определенной теме, часто поражают своей неорганизованностью в быту. Не умеют и не знают элементарных способов самообслуживания. Эти дети не стремятся к новому. Боятся перемен в жизни, если они неожиданны или исходят от другого человека. Способны принять новшество только под собственным контролем. Дети «зацикливаются» на удовольствии от проговаривания, проигрывания неприятных ситуаций. Часто говорят и рассуждают о пожарах, бандитах, пиратах, помойках. Пугающая ситуация таким образом становится аутостимулир

На первый план выходит ранимость, беззащитность детей. В отличие от других групп аутизма, дети способны установить с собеседником контакт глаз. Но взаимодействие немедленно прекращается, если на пути встречается препятствие. Дети способны обратиться за помощью и эмоциональной поддержкой к близким людям. Данная сверхзависимость от взрослого выражается в безмолвном вопросе ребенка: «Что вы считаете правильным?» или «Какого ответа вы ждете от меня?»

Стереотипы

Стереотипы выражаются в монотонности полевого поведения. Эти дети могут часами наблюдать луч света, падающий на пол, или улицу за окном

Проявляют явные предпочтения в еде. Например, едят только длинный рис и белый шоколад в виде квадрата. Если шоколад фигурный или слишком маленького размера — отказываются от еды. Прогулка должна проходить по привычному маршруту, а на ногах одеты ботинки со шнурками определенного цвета. Данные дети могут существовать только в узких рамках расписания, привычном укладе жизни, разрушение которого вызывает панический страх

Дети производят впечатление захваченности определенными действиями. Они могут годами говорить на волнующую тему или рисовать излюбленных животных. В отличие от детей второй группы, не столько склонны к сохранению постоянства в окружающей обстановке, сколько в желании отстоять стереотипность собственного поведения

В стереотипах, как средствах защиты, на первое место выходит «правильность». Словчить, схитрить, обмануть для них неприемлемо. Дети делают все так, как учили взрослые, отчего зачастую выглядят туповатыми

Атипичный аутизм: Симптомы, Классификации

Атипичный аутизм – психоневрологическое расстройство, вызванное структурными нарушениями головного мозга и характеризующееся дизонтогенезом. Проявляется ограниченностью социальных взаимодействий, снижением познавательной активности, речевыми и двигательными стереотипиями. У больных нарушено восприятие действительности, мышление конкретное, зачастую имеется интеллектуальное недоразвитие. Клиническое обследование проводится психиатром и неврологом, дополнительно назначается ЭЭГ и психологическое тестирование. Помощь пациентам включает медикаментозное лечение, специальное интенсивное обучение и реабилитацию.

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм наиболее распространен среди больных с глубокой олигофренией, а также среди пациентов с тяжелыми специфическими нарушениями развития речи, обеспечивающей понимание грамматических структур, интонаций, жестикуляции. Расстройство получило свое название из-за особенностей клинической картины, атипичным является либо возраст дебюта (позже 3 лет), либо комплекс симптомов – заболевание может проявиться в первые 3 года жизни, но из трех обязательных клинических критериев РДА (стереотипии, речевые и коммуникативные нарушения) определяются только два или один. Эпидемиология атипичной формы аутизма составляет 0,02%. Среди больных преобладают лица мужского пола.

Причины атипичного аутизма

Физиологической основой заболевания являются структурные изменения различных отделов в головном мозге. Они могут быть спровоцированы разными факторами – эндогенными (внутренними) или экзогенными (внешними), генетическими. Причины развития атипичного аутизма подразделяются на три больших группы:

  • Наследственная отягощенность. Более чем у половины пациентов выявляются близкие родственники с таким же диагнозом. В конце XX века исследователи обнаружили ген, ответственный за аутизм. Его наличие не гарантирует развитие болезни, но увеличивает риск при влиянии иных факторов.
  • Пренатальные и натальные осложнения. Вероятность аутизма повышается при осложненном периоде беременности и родов. Большинство больных детей были подвержены внутриутробной гипоксии, инфекциям, токсемии, рождены раньше срока.
  • Соматические и психические болезни. Тяжелые психотические варианты аутизма дебютируют при злокачественном течении детской шизофрении и ряде генетических заболеваний. Симптоматически они проявляются при фенилкетонурии, ЦМВИ, эпилепсии.

Патогенез

Патофизиологическая основа болезни – поражения мозга. Провоцирующим механизмом при дебюте аутизма является воздействие повреждающего фактора в определенном возрасте, совпадающем с критическим периодом развития систем организма, в особенности ЦНС. Онтогенез нервной системы представляет собой последовательность кризисов, обеспечивающих качественные изменения психических и физиологических процессов. Этим периодам свойственна повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов. Возникновение тяжелых форм атипичного аутизма приходится на возраст 16-18 месяцев и совпадает с важными структурными онтогенетическими процессами в мозге, пиком естественной гибели нейронов в зрительной коре.

Классификация

Согласно МКБ-10 различают две разновидности патологии. Первая – атипичный аутизм, сочетающийся с олигофренией. Включает все виды умственной отсталости с аутистическими чертами, характер течения – малопрогредиентный. Вторая – атипичный аутизм без интеллектуальной недостаточности. Его также называют атипичным детским психозом, атипичным психотическим расстройством у детей. Данный вариант заболевания выявляется при синдроме Ретта, синдроме Мартина-Белла, синдроме Дауна и детской злокачественной шизофрении. Выделяют три общих стадии атипичного психоза:

  1. Аутистическая. Ее продолжительность составляет от 4 недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности. Естественное развитие приостанавливается, аутизм углубляется.
  2. Регрессивная. Разворачивается в промежутке от полугода до года. Характеризуется усилением симптоматики аутизма, редукцией речи и навыков гигиены. Больные начинают поедать несъедобное, значительную часть их двигательной активности составляют стереотипии.
  3. Кататоническая. Является наиболее продолжительной, длится от полутора до двух лет. Снижается глубина аутизма, появляются кататонические расстройства – двигательное возбуждение со стереотипиями. Больные кружатся, прыгают, раскачивают туловище, бегают кругами.

После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. При ремиссии наблюдаются устойчивые гиперкинетические расстройства с импульсивностью, неврозоподобные симптомы в форме примитивных навязчивых действий. Проявления аутизма редуцируются, появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности. Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

Одно из ключевых проявлений патологии – нарушение способности устанавливать социальные контакты. Этот симптом бывает выраженным либо слабым. В стабильном периоде пациенты не отказываются от общения, но не могут начинать и поддерживать разговор. При тяжелых формах аутизма ярко выражено стремление остаться в одиночестве, отгородиться от окружающего мира. Больные не хотят взаимодействовать с людьми при помощи речи, жестов или взглядов. Попытки принуждения к контакту вызывают импульсивные эмоциональные и двигательные реакции – крик, плач, самоповреждения, агрессию. Специфическое нарушение речи включает неумение формулировать и высказывать собственные мысли, в тяжелых случаях затруднено понимание обращенных фраз и слов. Утрачивается способность к абстрагированию – больные не понимают переносное значение выражений, сарказм, юмор.

Аффективная холодность характеризуется трудностями в выражении эмоций, чувств и переживаний. Пациенты кажутся безразличными и безучастными к происходящему, неспособными радоваться, грустить. Они не могут сопереживать, проявлять любовь или ненависть. У детей эмоциональные отношения с матерью часто проявляются как патологическая привязанность, основанная на страхе незнакомых ситуаций, объектов и людей, а не на любви и потребности в материнской заботе. Чрезмерная раздражительность больных объясняется повышенной чувствительностью к внешним факторам.

Ригидность психомоторной сферы представлена стереотипиями и отсутствием гибкости мышления. Двигательная активность включает различные варианты повторяющихся нецеленаправленных действий: пациенты стучат предметами о твердые поверхности (игрушками о пол, ложкой о стол), раскачиваются в положении сидя или стоя, ходят по кругу или по периметру помещения. Из-за выраженного снижения адаптивных способностей при любых переменах в окружающей обстановке или режиме дня возникает чувство страха, паника. Больные стремятся жить в окружении привычных вещей, изо дня в день совершать одинаковые ритуалы. Еще один симптом – сенсорные расстройства. У аутистов восприятие и обработка чувственной информации, поступающей от зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового анализатора, происходит иначе. Это нарушает процесс познания действительности, а иногда проявляется необычными способностями, например, эйдетической памятью, синестезией.

У пациентов с детской злокачественной шизофренией возникают регрессивно-кататонические приступы, глубина аутистического компонента прогрессирует до тяжелой степени. У больных с синдромом Ретта аутизм нарастает постепенно, от легкого до выраженного, затем начинается стадия регресса, в исходе формируется негативизм, моторное возбуждение и импульсивность, стереотипные движения и действия. Для синдрома ломкой X-хромосомы типичны приступы кататонии с регрессом на 12-14 месяце жизни. В период психоза глубина аутизма тяжелая, в ремиссии – легкая и умеренная. При окончании психотического состояния наблюдается кататония и ступорозные состояния, эхолалии, селективный мутизм. При трисомии по 21 хромосоме расстройство проявляется в 24-36 месяцев, носит характер регрессивно-кататонического психоза с последовательной сменой всех трех стадий. Психоз завершается спустя 4-7 месяцев после начала, тяжесть аутизма ослабляется.

Осложнения

Качество жизни пациентов остается неудовлетворительным. Практически все больные оказываются вне общественных отношений, не имеют социальной поддержки для создания будущего, значительно ограничены в возможностях самоопределения, получения образования, трудоустройства. Основная причина развития осложнений – социальный дефицит. Дети, страдающие атипичными формами аутизма, испытывают трудности в обучении, нуждаются в индивидуализированном интенсивном психолого-педагогическом сопровождении. Взрослые не создают семьи, не реализуют себя в профессии. Если аутизм сочетается с выраженным расстройством рецептивной речи или тяжелой олигофренией, больным необходим постоянный уход.

Диагностика

Диагноз «атипичный аутизм» подтверждается врачом-психиатром. Кроме него в процессе обследования больного принимают участие педиатр, невролог, клинический психолог. Для диагностики используется ряд критериев: аномальность развития по типу дизонтогенеза, манифестация без привязки к раннему возрасту, симптомы качественных нарушений социального взаимодействия и/или стереотипии, отсутствие необходимых критериев детского аутизма. Обследование пациентов включает следующие методы:

  • Клиническую беседу. Информативные клинико-анамнестические данные предоставляются родителями, а при нахождении больного в медицинском учреждении – персоналом. Беседа с пациентом возможна в редких случаях, после нескольких встреч с врачом (после привыкания). В речи отмечаются повторения фраз, эхолалии, односложные ответы, рассказы о себе в третьем лице («Миша пошел спать», «он не хочет есть»).
  • Наблюдение. Анализ непосредственных эмоциональных и поведенческих реакций является основным способом получения диагностической информации. При первой встрече больные часто не вступают в контакт, стремятся избежать контакта с врачом (плачут, проявляют агрессию). Позже обнаруживаются более разнообразные проявления болезни: стереотипии, холодность эмоций, отсутствие интереса к социальному взаимодействию.
  • Исследование познавательных функций. При диагностике важно дифференцировать аутизм психотического типа от аутизма с олигофренией. Исследование когнитивной сферы осложняется нарушением межличностных взаимодействий, речевого развития. Психолог использует невербальные методики – сбор пирамидки, составление отдельных картин и сюжетных историй, кубики Коса, тест прогрессивных матриц Равена.
  • ЭЭГ. По данным электроэнцефалографии подтверждается вероятность диагноза. При устойчивом психозе определяется усиление тета-ритма, на регрессивной стадии – редукция альфа-ритма, при кататоническо-регрессивном психозе тета-ритм не обнаруживается, усиливается бета-ритм. Во время ремиссии восстанавливается альфа-ритм, уменьшается либо полностью исчезает тета-активность.

Лечение атипичного аутизма

В отношении больных аутизмом правильнее говорить не об изолированной терапии, а о комплексной медико-психолого-педагогической поддержке, направленной на повышение качества жизни, свободы и независимости в повседневных делах, восстановление субъектности в социуме. Единая схема помощи не разработана, потому что не существует метода или системы, одинаково эффективной для всех пациентов. Подход всегда индивидуален, реализуется в трех направлениях:

  • Интенсивное структурированное образование. Обучающие и поведенческие методы ориентированы на освоение навыков самопомощи, общения, полезного труда. Их формирование повышает уровень функционирования, снижает выраженность симптомов, корректирует неадаптивные формы активности. Широко применяются техники прикладного анализа поведения, занятия с логопедом, трудотерапия.
  • Медикаментозная терапия. Выраженные аутистические симптомы купируются с помощью лекарственных средств. Многим пациентам назначаются психотропные либо противосудорожные препараты. Относительно безопасны антидепрессанты, психостимуляторы, антиконвульсанты. При выраженном психомоторном возбуждении используется нейролептики, однако они способны спровоцировать атипичную реакцию или побочные эффекты. По этой причине их применение обосновано лишь в случаях неконтролируемого поведения с агрессией, нанесением самоповреждений.
  • Социальная реабилитация. При восстановлении социальной активности больных практикуется инклюзивный подход к образованию и осуществлению профессиональных обязанностей. Реабилитационные мероприятия проводятся комплексно, группой специалистов – психиатрами, медицинскими психологами и специальными педагогами, логопедами, дефектологами, инструкторами ЛФК, преподавателями музыки и творчества. Создаются интегративные группы в учебных учреждениях и на крупных предприятиях.

Прогноз и профилактика

Положительный исход преодоления когнитивных нарушений, восстановления навыков самообслуживания и общения, улучшения моторики и адаптации в условиях семьи возможен при раннем выявлении болезни и безотлагательном проведении коррекционной работы, включающей специальное обучение, фармакотерапию и вовлечение больных в социальные институты. При активной терапии симптомы не прогрессируют, психическое состояние приближается к норме (если нет тяжелой олигофрении). Профилактические меры в настоящее время не разработаны.

Аутизм у детей: симптомы, причины и развитие заболевания

Аутизмом называют психическое расстройство, характеризующееся нарушением взаимодействия индивидуума с окружающим его миром. Чаще всего такое состояние диагностируется в детстве по ряду характерных признаков, таких как ограниченность интересов, капризность, непроизвольные движения, трудности в общении, замкнутость. Намного реже патология приобретается уже во взрослом возрасте. Изучением проблемы аутизма занимаются психологи и врачи-психотерапевты.

Причины аутизма

Обратите внимание: аутизм – пожизненное состояние. Ребенок-аутист вырастает во взрослого больного, качество жизни которого во многом будет зависеть от того, насколько успешной была коррекционная терапия и социализация аутиста.

Точные причины рассматриваемого патологического состояния ученые пока не выяснили, но им удалось установить, что в качестве биологической основы заболевания выступают нарушения развития некоторых мозговых структур. Также научно подтвержден факт, что аутизм является наследственной болезнью, хотя гены, отвечающие за его развитие, до сих пор не определены – был выявлен только ген предрасположенности к аутизму.

Так, к основным, предрасполагающим к заболеванию, факторам относят:

  • Структурные нарушения в головном мозге. Ученым удалось выяснить, что в ряде случаев возникновение аутизма связано с изменениями структуры лобных долей коры головного мозга, мозжечка, а также височной доли. Эти отделы регулируют двигательную и речевую активность, функцию мышления, памяти, внимания, а также эмоциональную сферу.
  • Функциональные нарушения в головном мозге. Приблизительно у половины пациентов с аутизмом на ЭЭГ обнаруживаются признаки, характерные для расстройств функций памяти, речи и внимания. Степень выраженности этих признаков зависит от формы заболевания, которая может быть высокофункциональной и низкофункциональной.
  • Генетический фактор. Исследования доказывают, что вероятность рождения ребенка с аутизмом намного выше в тех семьях, где уже есть члены с таким заболеванием. У обоих однояйцевых близнецов недуг может обнаружиться с вероятностью до 90%. У родственников больных нередко встречаются отдельные симптомы, характерные для аутизма: эхолалия, навязчивое поведение, отставание в умственном развитии и т.д.

Обратите внимание! По статистике, диагноз «аутизм» ставится двум-четырем детям из ста тысяч, атипический аутизм (в совокупности с умственной отсталостью) регистрируется в двадцати случаях из ста тысяч. У мальчиков заболевание встречается чаще.

Говоря о причинах аутизма, стоит отметить, что возникнуть недуг может в любом возрасте, при этом патология будет иметь характерную для определенной возрастной группы клиническую картину. Чаще всего недуг диагностируется в возрасте трех-пяти лет, когда у ребенка начинают проявляться выраженные расстройства речевой функции, нарушения социальной адаптации.

Классификация аутизма

Аутизм классифицируют по возрасту (детский, подростковый, взрослый), также выделяют несколько основных синдромов этого заболевания:

  • Синдром Ретта. Первые признаки патологии можно заметить после полугода, когда ребенок становится пассивен, имеет слаборазвитые речевые навыки, нарушения костно-мышечного аппарата. Примерно к пяти годам такие дети обычно начинают разговаривать, но у них сохраняются нарушения умственного развития и двигательной активности.
  • Синдром Каннера. Проявляется отстраненностью от окружающего мира, пассивностью, замкнутостью, нарушениями речевого развития.
  • Синдром Аспергера. В число проявлений этого синдрома входит замкнутость и отказ от общения со сверстниками, слабо развитая жестикуляция и мимика. При всем этом такие дети, как правило, имеют отличное логическое мышление.
  • Атипичный аутизм. Проявляется во взрослом возрасте при наличии тяжелых поражений мозга. У больных присутствуют беспорядочные движения, нарушения речи, полная отстраненность от окружающего мира, бесконтрольное поведение.

Все вышеописанные формы болезни могут иметь не только наследственное, но и приобретенное происхождение.

Симптомы аутизма

Рассматриваемая патология имеет различную симптоматику для каждого возраста, а также некоторые общие симптомы.

Аутизм в раннем детском возрасте до трех лет можно заподозрить по следующим отклонениям:

  • нарушение координации движений;
  • отсутствие лепета и гуления;
  • отсутствие реакции на голос родителей, обращения по имени;
  • нежелание идти на контакт с матерью и другими членами семьи;
  • патологическая привязанность к оному из членов семьи, когда при разлуке у ребенка могут возникать истерические припадки, повышаться температура и т.д.;
  • высокая чувствительность к раздражающим звукам;
  • механические стереотипные движения (покачивание туловища, махание руками и т.д.);
  • игнорирование игрушек;
  • отсутствие реакции или, наоборот, чрезмерная реакция на стресс и раздражающие факторы.

По мере взросления дети сохраняют описанную выше симптоматику, при этом к общей клинической картине присоединяются и другие признаки. Одна из основных особенностей больных аутизмом – потребность в некоей четкой системе действий. Так, ребенок может настаивать на прогулке только по одному маршруту в течение многих лет, в общественном транспорте выбирать строго определенное место и т.д. При любых попытках изменить эту систему больной может проявлять агрессию.

С трех до двенадцати лет проявляются следующие симптомы аутизма:

  • активное сопротивление любым, даже незначительным переменам;
  • неразвитое воображение;
  • нарушения речи;
  • стереотипия – склонность к однообразным, повторяющимся действиям в поведении и речи;
  • избегание зрительного контакта с собеседником;
  • трудности с концентрацией внимания и переключением между различными видами деятельности;
  • стремление навредить самому себе (аутоагрессия) – дети с аутизмом часто склонны щипать и кусать самих себя, биться головой о стену и т.д.;
  • отсутствие желания общаться со сверстниками, принимать участие в командных играх;
  • дислексия – трудности с чтением;
  • наличие интересов, не свойственных возрасту;
  • в пубертатный период возможны эпилептические припадки, агрессивность, депрессивные состояния, тревожность.

У взрослых людей симптомы аутизма зависят от тяжести его течения в целом. У больных также наблюдается скудность словарного запаса, мимики и жестикуляции, непринятие и непонимание общепринятых норм поведения, замкнутость. Аутисты говорят очень громко или, наоборот, слишком тихо, стараются избегать зрительного контакта с собеседником либо, напротив, пристально смотреть на него. Больные не осознают особенностей собственного поведения, не понимает чувств окружающих, что приводит к практически полной невозможности построения романтических или дружеских отношений. Все также присутствует страх перед переменами.

Обратите внимание! При легкой форме аутизма человек старше двадцати лет с достаточно развитыми интеллектуальными способностями вполне может социально адаптироваться и жить отдельно от родителей. Это возможно в том случае, если с больным была проведена грамотная коррекция, позволившая сформировать у него необходимые навыки общения и самообслуживания.

У многих больных аутизмом отмечаются симптомы, характерные для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Стоит отметить, что, несмотря на недуг, у многих детей и взрослых с аутизмом присутствуют уникальные способности к какому-либо виду деятельности, часто творческой, например, музыке, рисованию и т.д. Отличает таких людей и необычное чувственное восприятие – легкое прикосновение они могут воспринимать как болезненное, а сильное сжатие, напротив, может оказать успокаивающее действие.

По сути, аутисты живут в собственном мире, в который углубляются все больше по мере взросления. У них возникают трудности с общением не только со сверстниками и посторонними людьми, но и членами собственной семьи. Больные аутизмом редко обращаются за помощью, избегают физических контактов. Так, если обратиться к ребенку с просьбой передать какой-то предмет, скорее всего, он не отдаст его в руки, а бросит. Большинство аутистов не переносят объятий и других проявлений нежности со стороны близких.

Примерно у 75% больных аутизмом отмечаются расстройства интеллектуальной сферы – неравномерное умственное развитие, умственная отсталость. Как показывают наблюдения, у многих детей-аутистов хорошо развита пространственная память и восприятие. При наличии синдрома Аспергера интеллектуальная сфера не страдает, часто умственное развитие таких больных даже опережает сверстников.

Важно! Примерно у половины детей с аутизмом отмечается легкая и средняя степень умственной отсталости, у 50% из них IQ составляет менее 50, у трети больных – 70. Чем выше коэффициент интеллекта, тем легче проходит социальная адаптация ребенка.

Расстройства интеллекта носят нерегулярный характер. Даже при проведении грамотного лечения аутизма возможны эпизоды регресса при различных стрессовых воздействиях.

Как диагностируют аутизм

Специалисты рекомендуют всем родителям обращаться к врачу при первых же признаках, указывающих на аутизм. Стоит подчеркнуть, что диагноз не ставится сразу, сначала необходимо понаблюдать за ребенком, собрать подробный анамнез его жизни и развития, начиная, с первых месяцев. Как правило, диагностика болезни не вызывает затруднений при наличии стереотипий и избегания контактов с окружающими.

Помимо наблюдения за ребенком в социуме проводится анализ его невербальных и вербальных коммуникативных навыков, особенностей поведения, интересов. При выполнении тестов обязательно учитывается возрастной фактор.

Лечение аутизма

На сегодняшний день специфического лечения аутизма не существует. С больными проводится специальная коррекция, основной целью которой является повышение навыков, необходимых для самостоятельной жизни и взаимодействия в социуме.

В основе большинства коррекционных программ лежит комплексная поведенческая терапия, интенсивная программа которой может отличаться по некоторым аспектам, но она всегда очень хорошо структурирована. Подобное лечение аутизма предполагает занятость ребенка на индивидуальных занятиях с психотерапевтом по 15-40 часов в неделю. Часто терапевты работают совместно со школьными преподавателями и родителями.

К другим коррекционным методикам, применяемым при лечении аутизма, относятся:

  • игровая терапия, позволяющая нормализовать развитие эмоциональной сферы;
  • социальные истории – метод для развития навыков общения, понимания эмоций и мыслей окружающих;
  • эмоционально-уровневая терапия, направленная на работу с основными формами проявлений аутизма;
  • групповая терапия – интегрирование детей с аутизмом в общество здоровых сверстников;
  • различные виды эстетотерапии – креативная, музыкальная, театральная, танцевальная;
  • также положительное влияние на развитие детей с аутизмом оказывают контакты с животными, например, во время иппотерапии или дельфинотерапии.

Так как каждый ребенок индивидуален, не существует одного универсального метода лечения аутизма. Терапевты в своей работе обычно используют элементы сразу нескольких методик. Коррекция может проводиться на фоне медикаментозной терапии, предполагающей прием психотропных лекарств.

Что касается образовательного аспекта, то программы обучения при аутизме подбираются для каждого больного в индивидуальном порядке с учетом его способностей. При тяжелых низкофункциональных формах заболевания дети обучаются на дому, при легких формах аутизма вполне допустимо и даже рекомендовано водить ребенка в общеобразовательную или специализированную школу. Чем раньше родителям удалось заподозрить аутизм и начать лечение у специалиста, тем выше шанс, что ребенок сможет в будущем вести самостоятельную полноценную жизнь.

Проблеме аутизма посвящена одна из передач известного педиатра — доктора Комаровского. Рекомендуем посмотреть видео-обзор:

Чумаченко Ольга, педиатр

6,759 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Читать еще:  Грейпфрутовый сок: польза, вред и калорийность
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]